Feb 28, 2015 14:31
Сравнивать произведения искусства, значит, оценивать одни в сопоставлении с другими. Но почему другие мы считаем навеки лучшими? Все оценки - факт сравнения произведения с канонами мышления того , кто оценивает. Жан Кокто как-то сказал (не дословно) что критики (а мы все критики, верно?) только сравнивают с тем, что УЖЕ было, несравнимое они не замечают.
Стремление опреться на собственное удовольствие должно быть всегда подвержено сомнению, если я желаю наслаждаться искусством, а не высокохудожественным ремеслом (было бы не дурно, если бы еще "высокохудожественнысм") Не потому ли мне это нравится, что я сам для себя, насматриваясь ранее произведениями, вкушая удовольствия от их созерцания, незаметно для себя канонизировал в мышлении и сюжеты - в качестве оригинальной тенденции, гармонию - как удачные, а то и лучшие из возможных, и систему соотношения изображенных предметов(композиции, компоновки)... Под влиянием чьих-то работ (а это и есть воспитание вкуса, восприятие художественных ценностей прошлого) человек невольно, но всегда создает в себе перечень признаков ценностей, как и что есть "гармоничное", "красивое", "целое", "грамотное" и тому подобное... Былых ценностей...
Конечно, здесь есть противоречие...
Как же узнать достойное новое, если подсознательно мы тяготеем к старому? Оно нас уже наслаждало... Вот в чем причина доверия к одним и недоверия к другим. Думаю, нужно быть терпимее к тем, кто не укладывается в наши представления о лучшем и...все равно сравнивать. Сравнивать с историческими тенденциями в искусстве.В истории искусств всегда были нарушители канонов, хулиганы выразительности...со временем и их канонизировали...
Терпимости нужно больше к автору. Я терпимее к вольностям тех, умеет "как обычно", "как правильно", кто впитал наследие художественного, но пытается преодолеть внутренний академизм, внутреннюю несвободу, зажатость старой системы ценностей, которая сложилась еще в прошлом...
А уж с дилетантами в искусствах всегда была проблема...Они хулиганят от неумения. Очень редко бьывает, что талантливо...Но уж очень редко. Негодное вычищает из мира искусств история, мы, современники, терпим...
история искусств вкус ценности Брюнетьер