Турне в Абхазию. Новый Афон. Новоафонский монастырь

Nov 20, 2023 06:00


06.06.2023

В прошлый раз закончил, что мы добрались в Новоафонский монастырь... - Турне в Абхазию. Новый Афон. Анакопийская крепость - 5.





Давайте зайдем.





Мужской монастырь Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря расположен у подножия горы Афон в природно-историческом регионе Абхазии. Он был основан в 1875 году монахами русского святого Пантелеимонова монастыря, расположенного на Афоне в Греции при поддержке российского императора Александра III.
В 1924 году монастырь был закрыт, но вернулся верующим в 1994 году. Решением правительства Абхазии от 11 февраля 2011 года монастырь был передан во владение Абхазской православной церкви. Соответственно, с 15 мая 2011 года монастырь стал неканонической кафедрой в составе так называемой "Священной Митрополии Абхазии". Таким образом, данное заведение имеет особое значение в религиозной и исторической сферах и привлекает внимание туристов и паломников со всего мира.





Упомянутый Монастырь Святого Пантелеимона на Афоне, известный также как Россикон или Новый Руссик, представляет собой один из двадцати "правящих" монастырей, расположенных на Святой Горе Афон в Греции. В последней четверти XIX века монастырь обрел свое "русское" направление, после того как он перешел под контроль Российской Церкви и российского правительства. Этот период контроля продолжался до начала Первой мировой войны. Однако, русский состав насельников монастыря формировался постепенно.





В настоящее время сам афонский монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей. Этот монастырь, так же как и другие афонские монастыри, является патриаршей ставропигией и находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата. Согласно Уставной Хартии Святой Горы, действующей с 1924 года, насельники этого монастыря обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое автоматически предоставляется при поступлении в монастырь.





Возвращаемся к истории Новоафонского монастыря...
В 1875 году афонскими старцами со Старого Афона было определено место для строительства нового монастыря святого Пантелеимона . Немедленно монахи приступили к возведению монастырского комплекса. Размеры работы оказались внушительными, поскольку для освобождения площадки от необходимых строительству преград потребовалось удалить часть горы и вывезти несколько десятков тысяч тонн земли и горной породы. Неудобство, с которым пришлось столкнуться, заключалось в том, что выбранное место находилось на значительной возвышенности и лишено удобных подъездных путей.





Изначально монастырь возник возле храма, который служил местом погребения святых мощей апостола Симона Кананита. Недалеко от храма находится пещера, где, согласно легенде, Симон Кананит укрывался для уединения и молитвы. Эта пещера была освящена в 1884 году и в ней была установлена икона святых апостолов Андрея и Симона, а пещера с тех пор известна под их именами.





В период проведения Русско-турецкой войны (1877-1878), монастырь испытал страшное разорение и разграбление. Он пострадал в первую очередь от военных действий, которые не только повредили здания и сооружения монастыря, но и способствовали грабежу его ценностей. Вражеские войска безжалостно разорили монастырь, забрав с собой не только материальное богатство, но и культурные ценности, хранившиеся в его стенах. Это великое бедствие нанесло огромный ущерб монастырю в финансовом и культурном аспекте. После этого захвата территории монастыря произошел полный коллапс его внутренней структуры и духовной обстановки. Монастырь стал пустынным и заброшенным местом, лишенным жизни и деятельности, которыми он славился ранее. Монастырь, который когда-то был центром духовности и культуры, превратился в безжизненные руины. Прошли долгие годы, прежде чем монастырь смог восстановиться и обрести вторую жизнь. Была совершена большая работа по восстановлению разрушенных зданий, а также восстановлению коллекций и экспонатов, утраченных в ходе войны. Руками монахов и с привлечением пожертвований и поддержки верующих людей монастырь встал на ноги и вновь открыл свои двери для верующих и паломников. Этот трагический период в истории монастыря явился испытанием его прочности и внутренней силы.





Освящение обители состоялось 28 сентября 1900 года. Строительство соборного комплекса Ново-Афонского монастыря началось в 1880 году и продолжалось в течение двадцати лет. В процессе восстановления обители принимал активное участие император Александр III. Его щедрым подарком стали музыкальные куранты, размещенные на самой высокой башне монастыря - колокольне в центре западного корпуса. Чтобы собрать средства на строительство обители, был организован сбор пожертвований на подворье Пантелеимоновой Афонской обители. Именно эта обитель полностью финансировала строительство Ново-Афонского монастыря. Работы были завершены к 1900 году, и только после этого было проведено освящение обители.





Духовный центр Кавказа - Ново-Афонский монастырь, до революции 1917 года, занимал важное место в истории региона.





В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 г.г. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.





В обители расположены шесть храмов. Среди них есть надвратный храм, посвященный Вознесению Господню, а также храм, посвященный святому апостолу Андрею Первозванному. Важным местом является храм, дословно означающий "в честь преподобных отцов афонских". Имеется также храм, который посвящен мученику Иерону, который является небесным покровителем архимандрита Иерона (Васильева). И наконец, присутствует храм, названный в честь иконы Божией Матери "Избавительница".





Культовое сооружение Абхазии - Пантелеймоновский собор, построенный в неовизантийском стиле в период с 1888 по 1900 годы, занимает центральную позицию в четырехугольнике, заключенном между корпусами монастыря. Возведенный собор наделяется пятью куполами, при этом центральный купол достигает высоты в 40 метров. Габариты собора составляют 53,3 метра в длину и 33,7 метра в ширину. Внутренняя планировка собора украшена фресками, выполненными в период с 1911 по 1914 годы мастерами из села Палех Владимирской губернии и художниками из Москвы под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор справедливо считается наиболее важным религиозным сооружением Абхазии.





В непосредственной близости от колокольной башни находится некогда активно используемая монастырская трапезная, стены которой, аналогично небольшим церквям, украшены живописными композициями, мастерски созданными именитыми художниками из Волжского региона, принадлежащими к династии Оловянниковых. Проведенные ими работы являются передовым образцом известного искусства, позволяющим насладиться великолепием фресковых композиций.





Что касается Церкви в целом.... Абхазская Православная церковь (или Пицундский католикосат) - это православная церковь, которая в настоящее время носит неурегулированный самопровозглашенный автономный статус в Абхазии. Ее юрисдикция, по заявлению других местных церквей, включая Московский патриархат - в рамках Грузинской церкви. Однако, фактически, православные священнослужители в Абхазии с 2000-х годов пребывают под управлением Майкопской епархии Русской Православной Церкви.





В 1993 году митрополит Даниил (Датуашвили), епископ Грузинской Церкви, был вынужден покинуть Сухумскую епархию после поражения Грузии в грузино-абхазском конфликте. В такой обстановке протоиерей Виссарион Аплиаа был назначен настоятелем Сухумского кафедрального собора, временно возглавляя епархию. Он предпринимал усилия по улучшению отношений с Московским Патриархатом и в несколько раз проводил неофициальные встречи с Патриархом Алексием II. Он также имел неофициальные встречи с католикосом Грузии Илией II.





В 1998 году был сформирован Епархиальный совет Сухумо-Абхазской епархии, чья деятельность является важной составляющей религиозной организации. На первом заседании Совета, которое состоялось в том же году, был принят Устав Епархии, а также избран руководитель, который возглавил Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии - священник Виссарион Аплиаа.





В последующие годы, с 1998 года, молодые абхазы, призванные на обучение в семинарию Русской Православной Церкви по инициативе Виссариона, начали возвращаться в епархию, где внесли свой вклад в развитие религиозной общины и развитие традиций. В 1999 году, выпускник Московской иконописной школы - иеромонах Андрей (Ампар), был назначен настоятелем Новоафонского монастыря, одним из самых значимых религиозных объектов региона.





В мае 2005 года состоялись переговоры протоиерея Виссариона и духовенства монастырей на Новом Афоне и в Команах при посредничестве епископа Майкопского Пантелеимона (Кутового) в адыгейской столице Майкопе. В результате этих переговоров было принято решение о совместном управлении епархией. Для этого иерей Виссарион и иеромонах Андрей были объявлены равными сопредседателями епархиального совета. Проблемы, которые остались нерешенными, планировалось окончательно решить на церковном соборе.





В январе 2007 года иеромонах Дорофей (Дбар) был вынужден отправиться на учебу в Фессалоникийский университет из-за непримиримых разногласий с иереем Виссарионом. Он оставил свое настоятельство в монастыре свт. Иоанна Златоуста в Команах и позицию ректора в Новоафонском училище. После назначения иереем Виссарионом нового настоятеля, иеромонаха Григория (Хоркина), монастырь начал пустеть. В 2007 году закрылись Новоафонское Духовное училище и Регентская школа.





Чтобы избежать дальнейших конфронтаций, иеромонах Андрей (Ампар) отказался от должности сопредседателя совета. После этого, в марте 2007 года, был принят новый устав епархии. Таким образом, споры и разногласия привели к серьезным изменениям в организации и структуре монастыря и учебных заведений в Новоафоне.





Иеромонах Андрей (Ампар) был избран секретарем Сухумо-Абхазской епархии на заседании Епархиального собрания в июле 2009 года, по предложению о. Виссариона Аплиаа.





Следует отметить, что с 12 августа 2008 года, с установлением абхазского управления в верховьях Кодора, сванский монастырь Святого Георгия в селе Ажара также перешел под управление Абхазской епархии.





На епископском (епархиальном) собрании в Абхазии, которое состоялось 15 сентября 2009 года, были приняты важные решения и приняты необходимые изменения в Устав Епархии. Было объявлено о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Абхазии, а также о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной церкви. Ответственные лица были поручены подготовить соответствующие обращения к различным православным церквям, в том числе ко всем церковным властителям, включая католикоса-патриарха Тбилисского и всея Грузии Илию II, Московского и всея Руси патриарха Кирилла, а также к синодам Грузинской и Русской православных церквей. В этих обращениях были включены просьбы о помощи в восстановлении Абхазской православной церкви, которая когда-то прекратила своё существование в 1795 году. И, наконец, 15 сентября 2009 года было определено как важная памятная дата в истории православной церкви в Абхазии.





Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей Николай Балашов, после обращения, отметил, что принятие решений о изменении статуса Православной церкви в определенном регионе или о вопросе изменения канонических церковных границ не осуществляется в одностороннем порядке. Такие вопросы требуют диалога между поместными церквями. Между Русской и Грузинской Церковью ведется дружественный и братский диалог, и есть надежда, что совместными усилиями будет достигнуто решение данного вопроса. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II заявил, что данное заявление не является серьезным, поскольку никто не имеет права объявлять независимость от своей родной Церкви.





В 2009 году председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) подтвердил позицию Московской Патриархии относительно нерушимости границ юрисдикции Грузинской Церкви. Он отметил, что, на его взгляд, в Абхазии отсутствует раскол, несмотря на изменение политических границ. Он подчеркнул, что Абхазия все еще рассматривается как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви. Однако, фактически Грузинская Православная Церковь не может присутствовать в Абхазии в настоящее время, так как ни один грузинский епископ или священник не имеет возможности посетить Абхазию с целью заботы о верующих. Поэтому необходимо помочь абхазским священнослужителям, которые имеют каноническое рукоположение, осуществлять пастырскую деятельность в Абхазии. Главная задача - помочь им получить хотя бы временный канонический статус.





4 ноября 2009 года, в исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви. Первое обращение было направлено блаженнейшему Илии II, предстоятелю Грузинской Православной Церкви, с просьбой о помощи в восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви, которое является Богоугодным и благочестивым деянием согласно канонам. Второе обращение было адресовано святейшему Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси, также с просьбой о помощи в каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви, с тем, чтобы она могла вновь функционировать по православным принципам.





Следующее братское увещевательное послание было направлено духовенством Абхазской православной церкви к иерархам Грузинской православной церкви. Это послание связано с решением Священного Синода Грузинской православной церкви, принятым 21 декабря 2010 года, о внесении в титул грузинского Патриарха упоминания Абхазии. Данное решение вызвало реакцию представителей Абхазской православной церкви, которые обратились к иерархам ГПЦ с целью высказать свои взгляды на данное изменение. Рассмотрев эти обращения, иерархи Грузинской православной церкви имеют возможность оценить и учесть мнение духовенства Абхазской православной церкви по данному вопросу.





В апреле 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отправил в Новоафонский монастырь настоятеля игумена Ефрема (Виноградова), после нескольких обращений иерея Виссариона Аплиаа. Назначение Ефрема вместо иеромонаха Андрея (Ампар) вызвало острые реакции и волну возмущений среди братии монастыря и других членов Абхазской церкви.
В начале мая 2011 года произошел раскол внутри церкви, который был инициирован иеромонахами Дорофеем (Дбара) и Андреем (Ампара), за что они были лишены возможности совершать священные обряды.





В Новоафонском монастыре 15 мая 2011 года состоялось церковно-народное собрание. На собрании присутствовали 1116 клириков и мирян, а также представители парламента и общественных организаций Абхазии и других религиозных конфессий. В результате собрания был создан и избран Совет Абхазской митрополии, который будет действующим органом управления Священной митрополии Абхазии с кафедрой в Новом Афоне. Это решение было принято до установления канонического статуса Православной Церкви в Абхазии и формирования полноценных институтов её управления. Председателем Совета Абхазской митрополии и кандидатом в епископы митрополии был выбран архимандрит Дорофей (Дбар). После создания Совета, Священная митрополия Абхазии была зарегистрирована в министерстве юстиции республики.





Абхазская церковь находится под временным управлением иерея Виссариона Аплиаа.
В настоящее время церковь Абхазии находится в состоянии раскола. Данные за 2006 год свидетельствуют о наличии 10 приходов и 1 монастыря (свято-Иоанновского в селе Команы, который находится в 15 км к северу от города Сухум). Однако в последующие годы было зафиксировано увеличение количества монастырей (до 2), приходов (до 15) и общего числа церквей (до 144). После военного конфликта 1992-1993 годов в Абхазии осталось всего 4 священника, включая 3 русских: протоиерей Пётр Самсонов (настоятель Успенского собора в Лыхны), иеромонах Павел Харченко и игумен Виталий Голубь, а также один абхазский священник - иерей Виссарион Аплиаа.





Абхазская православная церковь в 2011 году имеет 9 священнослужителей, включая 4 монахов. Богослужения проводятся на церковно-славянском языке, в некоторых храмах определенные фразы молитвы, вера и молитва "Отче наш" могут быть повторены на абхазском языке. В Гальском районе существует храм в честь святого Георгия Победоносца, где служит настоятель иерей Матфей Тужба, проводящий богослужения на церковно-славянском, абхазском и грузинском языках.





В соответствии с решением Правительства Абхазии, принятым 10 февраля 2011 года, 38 храмов, включенных в число историко-культурного наследия Абхазии, были переданы Абхазской православной церкви для бессрочного и безвозмездного использования. Это событие сделало Абхазскую православную церковь крупнейшим землепользователем Абхазии.





Грузинская православная церковь выразила свое недовольство относительно визита епископа Христианупольского Прокопия (Петридиса), иерарха Элладской православной церкви, в декабре 2011 года в город Сухум. В связи с этим, она отправила главе Элладской церкви ноту протеста, указывая на то, что данное посещение не было согласовано с Грузинским Патриархатом и осуществлено без необходимого разрешения.



Патриарх Константинопольский Варфоломей, встретившись с членами Священной митрополии Абхазии 9 января 2012 года, выразил свою поддержку в разрешении вопроса о каноническом статусе митрополии Абхазии. В ходе встречи также присутствовали члены Священного Синода Константинопольского Патриархата и председатель Межправославной комиссии митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) и старший секретарь патриархии, архимандрит Варфоломей (Самарас). Однако представитель Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов выразил своё скептическое отношение к информации о возможных контактах Константинопольского патриархата с запрещенными клириками Майкопской епархии, такими как архимандрит Дорофей (Дбар) и иеромонах Андрей (Ампар). Грузинский Патриархат, в свою очередь, заявил, что даст официальное сообщение после тщательной проверки полученной информации.



Круглый стол, посвящённый проблемам абхазского церковного вопроса, состоялся 31 января в конференц-зале АБИГИ им. Д. И. Гулиа. Рассмотрены были существующие проблемы и возникшая необходимость проведения Народного собрания (схода). В результате заседания был сформирован специальный оргкомитет, который будет заниматься организацией и проведением мероприятия на площади Свободы в г. Сухум. Основная цель состоит в обсуждении вопросов, связанных с церковью на территории Абхазии.



Вопрос решения абхазского церковного вопроса находился на повестке дня санкционированного властями Народного собрания, которое состоялось 3 февраля 2012 года на площади Свободы г. Сухум. Участие в сходе приняли представители различных государственных и общественных организаций, интеллигенции, а также жители городов и сёл страны. В рамках схода было принято Обращение, которое было адресовано президенту и парламенту Республики Абхазия, патриарху Кириллу и вселенскому патриарху Варфоломею I.



В феврале 2014 года было осуществлено открытие духовного училища, названного в честь Святого Иоанна Златоуста, в городе Сухум.



Важно отметить, что 22 октября 2018 года Церковный Совет Абхазской Православной Церкви выступил со заявлением, в котором были осуждены действия Константинопольского Патриархата на территории Украины. Позиция Русской Православной Церкви была поддержана этим Церковным Советом, который призвал не присоединяться к молитвенному и евхаристическому общению с теми, кто разделяет и нарушает церковные каноны и правила.

Прогулку у Новоафонского монастыря мы закончили, следующим разом пойдем к монастырю Симона Кананита; там и ещё много интересностей.

Продолжение следует
Previous post Next post
Up