Населенных пунктов, где используется узкая трамвайная колея (шириной в 1 метр), на территории бывшего СССР всего семь. Один из них - Евпатория. Это единственный крымский город, где существует такой вид общественного транспорта как трамвай.
В Евпатории с 10 мая 1914 года функционирует трамвай, ставший одной из достопримечательностей города. Трамвайная система Евпатории включает в себя 5 маршрутов (один из них экскурсионный), базируется на колее 1000 мм и представляет собой однопутно-разъездную схему движения (в основном). Столь необычная колея для трамвайных путей была обусловлена тем, что она построенна по немецкому проекту. Первыми вагонами были сцепы из электровагонов Мытищенского завода и вагонов конки из Одессы, линия шла от Городского театра и заканчивалась у грязелечебницы возле озера Мойнаки (сегодня это часть первого маршрута).
В октябре 1915 года в Евпаторию провели железную дорогу, и вскоре к железнодорожному вокзалу тоже провели трамвайные рельсы. Так же построили ветку к морю и в пригород (в сторону Симферополя). Во время гражданской войны город находился в немецкой оккупации и трамвай не работал до 1924 года. Так же трамвай остановился и в годы Отечественной войны.
В послевоенные годы восстановление путей шло медленно, но всё же к 50-м годам трамвайные линии полностью заработали. С 1957 года в Евпаторию стали поступать узкоколейные трамвайные вагоны из завода в городе Гота (ГДР).
В Советском Союзе трамвайные вагоны для узкоколеек больше не производилось, так как таких трамвайных трасс в стране было очень мало (Львов, Винница, Калининград, Житомир и Пятигорск), а в Европе, напротив, достаточно широкое применение получила именно колея 1000 мм для трамваев. В Евпаторию поставлялись вагоны "Гота" Т27+В57, моторный и прицепной. Вскоре начали поставлять и другие модификации с двумя и одной кабиной в вагоне, с дверями на одну и две стороны. К 1972 году в Евпатории остались одни немецкие трамваи.
13 июня 1983 года открылось движение по новому маршруту №4, который доставлял горожан и отдыхающих от ул. Революции до Нового пляжа. На этом маршруте работал в разные годы состав из одного, двух или трёх вагонов "Гота".
В мае 1987 года на испытания в Евпаторию поступил новый чешский сочленённый трамвай (в ГДР производство трамваев свернули) Татра КТ4SU. До развала Советского Союза в город успели поставить 18 таких трамваев. До середины 90-х Татрами заменили старые немецкие двухвагонные "Готы" на первом маршруте.
В июне 1990 года первый маршрут продлили до улицы Интернациональной (по ул. 60-летия ВЛКСМ), а в марте 1991 года построили двухпутную трассу до новых пригородных микрорайонов города (8-ой и 9-ый, Спутник-2), до куда от ул. Интернациональной пустили новый 5-тый маршрут. Через три месяца от отдельного маршрута отказались и трассу присоединили к первому маршруту. Однако от тех времён осталось двухпутное маневровое кольцо на перекрестке улиц Интернациональной и 60 лет ВЛКСМ, там, где было и кольцо евпаторийской детской железной дороги.
В 1991 году 4 вагона были переданы на трамвайную линию в село Молочное, в пансионат "Береговой". Пансионат "Береговой" имеет самое маленькое трамвайное хозяйство в мире, подвозящее отдыхающих от пансионата к морю, на пляж, в летний сезон.
После развала Советского Союза евпаторийский трамвай испытывает серъёзные финансовые трудности. Государственные дотации сократились, образовались задолжности в зарплате, задолжности в электроэнергии, дефицит кондукторов и водителей. В городе много льготников, и лишь в летний сезон приежает большое количество отдыхающих. Парк вагонов сильно устарел, срочно требовался капитальный ремонт как минимум половине немецких вагонов. В наиболее неблагоприятные годы (с 1993 по 1997) линия на Новый пляж не работала. Но времена изменились, и в 2003 году трамвайное управление нашло денег для отправки на троллейбусно-ремонтный завод в г. Донецк для прохождения капитального ремонта два трамвайных вагона. Так же Евпатория нашла денег для транспортировки двух вагонов "Гота" из Германии, где их, как морально устаревших, раздавали бесплатно. К 2006-му году все "Готы" силами работников депо прошли модернизацию. С августа 1997 года по городу запущен 5-тый маршрут, на этот раз экскурсионный. Трамвай Татра ездит по историческим местам города со специально оборудованном экскурсионным салоном. В 2005 году укоротили маршрут №3 от железнодорожного вокзала до гостиницы "Украина", а с июля 2006 года на этот маршрут вместо трамваев "Гота" запустили деповскую переделку - Татра КТ4 с двумя кабинами управления. Возможно, в будущем именно такими трамваями будет укомплектован 2-й и 4-й маршруты, на которых обычным Татрам негде развернуться на конечных остановках.
В 2005 году номера вагонов евпаторийских трамваев стали трехзначными.
Хотя трамвай, как вид транспорта, очень распространен повсеместно, евпаториийские вагоны можно считать экзотическими, особенно старые восточногерманские "Готы". И прокатиться на них в летний сезон очень даже интересно, можно просто не успеть, в связи с их очень почтенным возрастом и новоделом переделок.
Полная схема евпаторийского трамвая
Уже после нашего уезда в прошлом июне в Евпатории появились три вот таких красавца. Транспорт изготовлен компанией АО «Уралтрансмаш» по специальному заказу. Всего в городе закупили 27 таких трамвая.
И вот снова хочется написать, что за 24 года нахождения Евпатории в оккупации Украины даже тут ничего не сделано, а за 7 лет на Родине в России даже трамваи меняют.
Выражаю особую благодарность всем компаниям, которые помогли провести время с пользой и посодействовали путешествию:
https://villa-foros.ru/https://www.facebook.com/villaforos/https://www.instagram.com/villaforos/ https://hotel-jeval.com/https://www.instagram.com/jeval.crimea/https://vk.com/id370368702https://www.facebook.com/Jeval.crimea/ https://zolotaiabalka.ru/https://vk.com/zbkrimhttps://www.facebook.com/zbkrimhttps://www.instagram.com/zolotayabalka/ https://myrentacar.com/https://www.facebook.com/myrentacarcomhttps://vk.com/myrentacar_comhttps://www.instagram.com/myrentacar_com/https://www.youtube.com/channel/UCQK367TWTb_Df6P_ILSIEqA ![](https://ic.pics.livejournal.com/ruslanviktorov/71261258/10115301/10115301_900.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ruslanviktorov/71261258/10115681/10115681_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ruslanviktorov/71261258/10115990/10115990_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ruslanviktorov/71261258/10116582/10116582_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ruslanviktorov/71261258/10116885/10116885_900.png)
За мной удобно следить тут: ![](http://gavailer.ru/i/b3333.gif)
![](http://gavailer.ru/i/b6666.gif)
![](http://gavailer.ru/i/b4444.gif)
А также подписывайтесь на мой телеграм-канал: RusVikMSK
https://tg1.me/RusVikMSK