Гжельский фарфоровый завод

Aug 09, 2016 13:28

В середине декабря я вместе с клубом «Путешествуем с друзьями» отправился на экскурсию на Гжельский фарфоровый завод. Первые успехи в фарфоровом производстве в конце XVIII века определили судьбу гжельского региона, подарившего впоследствии России династию крупнейших заводчиков Кузнецовых, прославивших российский фарфор на весь мир. Именно в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново в первой половине XIX века открыл свое первое предприятие местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов, дело которого продолжили его сыновья Терентий и Анисим, а потомки расширили до масштабов фарфорово-фаянсовой монополии России. С того времени, а точнее с 1818 года ведет свою историю фарфоровый завод в Ново-Харитоново.




Кузнецовы сразу наладили промышленное производство, в отличие от остальных кустарных артелей Гжели, организовав его совсем по-новому. Деловая хватка и оборотистость, семейные черты Кузнецовых, позволили им быстро развить бизнес и расширить его далеко за пределы гжельского региона. При этом они никогда не забывали свои корни - в Ново-Харитоново с конца XIX века вплоть до 1917 года помещалась контора «Товарищества М.С. Кузнецова», гжельское отделение. В 50-е годы XIX века завод перешел от Кузнецовых во владение к их родственникам по женской линии - братьям Акулиным и выпускал недорогие фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, масленки, вазы, кувшины, игрушки для массового пользования.

Мозаика из гжели на проходной завода






Цех заготовок, ну или точнее сказать лепки
Каждое новое изделие изготавливается сначала в единичных экземплярах и проходит внутренний художественный совет, который принимает решение о запуске изделия в производство. После этого модельщик изготавливает образец, с него отливаются гипсовые формы, которые могут состоять из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия.
















































Отходы цеха



После революции завод был национализирован, потом снова передан прежним хозяевам и продолжал производство фарфоровых изделий. Коллекцию фарфоровой скульптуры-игрушки, выпускавшейся на заводе Акулиных, хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Это фигурки зверей и птиц, солдат и пионеров, а также популярное в начале XX века изображение девочки на петухе.
В 1914 году в Ново-Харитоново в 2-х этажном здании бывшей богадельни, по инициативе Кузнецовых, была открыта Гжельская керамическая школа. В 1920-е годы она меняла несколько раз свое местонахождение, но в конце десятилетия вновь вернулась в Ново-Харитоново. На ее базе в 1931 году был создан Гжельский силикатно-керамический техникум (ныне Гжельский художественно-промышленный колледж), которому выпала исключительная роль в сохранении и развитии производственной культуры и художественных традиций гжельского промысла. Многие выпускники этого учебного заведения приходили и приходят работать на Гжельский фарфоровый завод.

Формовачный цех
В готовые формы заливают шликер - мягкую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. Гипс впитывает влагу и шликер, «подвяливаясь», принимает форму изделий. Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях. Затем их оправляют от швов и мелких дефектов, приклеивают мелкие детали. После этого изделия проходят предварительный обжиг, называемый «утильным», в специальной печи при температуре около 900 °С. Обожженный «утиль» окунают в специальный фуксиновый раствор, позволяющий выявить незаметные трещинки.




































В 1929 году завод был передан в ведение «Московского изоляторного завода» чтобы наладить производство комплектующих для фарфоровых электроизоляторов. Завод активно развивался став, фактически, градообразующим предприятием. В 60-е годы он был практически полностью перестроен и оснащен новым оборудованием. Обустраивалось жилье для сотрудников, развивалась инфраструктура. В 1971 г., впервые в отрасли, четырём изделиям, выпускаемым предприятием, был присвоен государственный «Знак качества». Не смотря на то, что завод был ориентирован на выпуск технического фарфора (выполнял заказы, в том числе для РЖД и предприятий оборонной промышленности) и даже название его изменилось на "Гжельский завод Электроизолятор", на нем все это время продолжали действовать цеха товаров народного потребления, которые выпускали высококачественный бытовой и художественный фарфор, хорошо известный и любимый ценителями промысла.

Цех обжига
В этом цехе находятся камерные печи для высокотемпературного обжига.












В этом цехе хранится заготовка самого большого изделия из гжели, но воплотить его не позволяют технические возможности, эта ваза просто напросто не помещается в печь.






Заготовки ожидающие обжига.
























К 2000 году, благодаря частным инвестициям, предприятие было модернизировано и заняло лидирующее место в Московской области по темпам роста объемов производства и сбыта. В последующие несколько лет объем выпуска технического фарфора увеличился в 2,3 раза, а художественного фарфора - более чем в 5 раз. В 2003 году для повышения контроля уровня качества производственных процессов предприятие было сертифицировано по международной системе качества ИСО 9001.

Живописный цех
Изделия успешно прошедшие контроль и получившие заводское клеймо, отправляются в живописный цех. Там художники наносят на них пока еще невзрачной черно-серой смесью, изготовленной на основе оксида кобальта, рисунки и ставят именную подпись. Расписанные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с жидкой белой глазурью и отправляют на заключительный обжиг. Это один из ответственнейших этапов технологической цепочки: на вагонетку осторожно устанавливают расписанные глазурованные изделия и вагонетка заезжает в печь размером с дачный домик. Температура обжига в этой печи почти 1 400 °С. И вот, после такой двойной «закалки», появляется на свет настоящее чудо - гжельский фарфор! Фуксиновый оттенок полностью исчезает, глазурь становится прозрачной и сквозь нее проступают ярко-синие волшебные цветы, пейзажи и сюжеты, переливающиеся всеми оттенками цвета - от почти черного до небесно-голубого.

























































В этом же цехе собраны различные образцы изделий из гжели.



















































История семьи Кузнецовых, неразрывно связана с его прошлым и настоящим. В период 1910-1913 гг., в честь столетия победы над Наполеоном, на деньги Ивана Емельяновича Кузнецова, замечательным российским архитектором Борисом Михайловичем Великовским была построена на семейной земле Кузнецовых в Ново-Харитоново шатровая старообрядческая церковь св.Георгия. В храме был размещен фаянсовый эмалевый иконостас, удостоенный награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.




Если Вы любите путешествовать по России, то можете присоединиться к нашим клубным поездкам. О том как это сделать можно узнать ТУТ

Смотрите так же: Гжельский фарфоровый завод (Часть-2 - музей)

промзона, Московская область

Previous post Next post
Up