Святск, Брянская область: зона отчуждения Чернобыля.

Apr 28, 2015 00:39

Оригинал взят у kirill_moiseev в Святск, Брянская область: зона отчуждения Чернобыля.
1) Главной целью нашего воскресного вояжа выходного дня было бывшее село Святск в 30 км к западу от Новозыбкова. Только вернувшись домой в Клинцы, я понял, что только миновала 29-я годовщина аварии на ЧАЭС. От последнего обитаемого села Старый Вышков до Святска пришлось добираться 13 км по полузаросшей и разбитой дороге. Друг говорил, тут надо на "Ладе" ехать, ей никакие ямы не страшны.



2) После чернобыльской катастрофы 1986 года Святск попал в зону, подлежащую немедленной эвакуации (уровень загрязнения цезием-137 выше 40 Ки/км²). Однако из-за непонимания радиационной опасности со стороны местного населения, а также из-за недостаточно активного финансирования работ по переселению, организованная эвакуация началась только в 1990-е годы.В 2000 году местная Успенская церковь сгорела, а в 2003г. село окончательно обезлюдело и в 2006г. было официально упразднено.
В настоящее время территория бывшего села запрещена к хозяйственному использованию и постепенно зарастает лесом.Никаких предупреждающих о радиационной опасности знаков нет, так что случайные туристы могут оказаться "сталкерами" и получить дозу радиации на территории "зоны" вовсе не по своей воле.



3) Святск был основан в 1714 году как старообрядческая слобода на территории Топальской сотни Стародубского полка, на землях Киево-Печерской лавры, по разрешению тогдашнего архимандрита лавры Афанасия Миславского. Как и большинство старообрядческих поселений, Святск динамично развивался. По описанию 1781 года, в слободе Святской имелось в наличии:"Купцов и мещан "ведения конторы описных в Малой России слобод", 61 дворов, 80 хат, и крестьян Киевопечерской лавры, 13 дворов, 20 хат... Упражнение обывателей в хлебопашестве только для своего пропитания; упражняются же в торгах, перепродывая в Стародубе и слоб. Зыбкой, покупаемую в околичных селах пеньку и соль; нанимаются при том у клинцовских и зыбковских обывателей, под своз в Варшаву мыла и сами покупая оное, продают в городах полской области, Варшаве и Вильне; сверх того, делают многие из сих обывателей, конопляное масло и продают его в гг. Киеве, Ромне и других малороссийских местечках. Сии обыватели в рассуждении, что слобода оная осажена на землях, принадлежащих Киево-Печерской лавре, платят оной в год по 47 рублей".



4) В XIX веке Святск был одним из крупнейших населённых пунктов своего уезда, уступая только уездному городу Суражу и посаду Клинцы, который был крупнее самого Суража. Здесь было два храма - старообрядческий и единоверческий. В конце XIX в. была открыта земская школа.
С прекращением преследований старообрядцев (1905), здесь в 1910 году была построена новая деревянная Успенская церковь, простоявшая до конца ХХ века.
По описанию рубежа XIX-XX вв.: «Жителей в посаде более 3500 душ; здесь бывает 5 ярмарок в году, но обороты их незначительны. В Свяцком существует скотобойня, а также кожевенный завод Тюрюхова с годовым производством кожевенного товара на 16 тыс. рублей".



5) В 1923 году Святск, лежащий на границе уезда и губернии (а до 1772 года - на государственной границе), был передан из Суражского (к тому времени уже Клинцовского) уезда в Новозыбковский. Октябрьская революция и последующий разгром зажиточного населения стали причиной постепенного его угасания. Большой урон Святску нанесла Великая Отечественная война, когда было истреблено всё еврейское население, составлявшее здесь значительную долю (до войны в Святске, кроме двух церквей, действовала синагога).



6) После радиационного загрязнения, в селе оставались старики, не желавшие переселяться в более безопасную зону в районе Новозыбкова. В 90-е гг. там скрывались беглые зеки, были даже переселенцы из Казахстана. В 2000г. храм сгорел, в котором с 1983 года не проводились службы и за зданием, кроме местных селян, никто не смотрел.



7) Максимальная численность населения села составляла 4000 человек в 1901 году. На youtube нашёл видео из Святска 1994 года съёмки, на записи были ещё все дома целые. Все каменные постройки разобрали на б-у кирпич жители окрестных сёл.



8) При прогулке спасли ёжика, провалившегося в глубокую яму, из которой он самостоятельно не мог выбраться. Зверёк измождённый был, мы его положили в траве и оставили. В селе мы потом не одни оказались, приехали парни с металлодетектором и ушли на кладбище искать возможные оставшиеся ценности.



9) Бывшая аллея.



10) Это сельская улица. Здесь были дома, от который остались фундаменты после разорения.



11) Такая участь постигла все без исключения кирпичные строения.



12) Ушедший мир.



13) Погреба.



14)



15) На месте сгоревшего сельского храма.



16) Церковную ограду не смогли разрушить почти, кладка очень крепкая красного кирпича. Учился на каменщика на УПК, когда в школе учился.



17) В России в зону отчуждения вошли 4 села Брянской области, включая и нами увиденный Святск



18) Монумент в Новозыбкове, установленный в память о Чернобыльской катастрофе.


Previous post Next post
Up