Оригинал взят у
kirill_moiseev в
Себеж, Псковская область: архитектурное наследие1) Себеж - небольшой город на юго-западе Псковской области России, расположен в 20 км от границы с Беларусью и Латвией, 189 км к югу от Пскова и в 450 км от Санкт-Петербурга, в 600 км к западу от Москвы, между озёрами Себежским и Ороно. Население- 5480 человек на момент 2015 года (по Переписи населения в 2002 году здесь проживало 7100 человек, а в 2010г.- 6375).
Для России этот город во многом уникален - совершенно непривычное и чрезвычайно живописное расположение среди холмов и озёр, узкие кривые улочки, Замковая гора, костёл 17 века.
2) Себеж в составе России оказался в 1772 году, при разделе Речи Посполитой, входил в "черту оседлости" (67% населения составляли евреи), принадлежал Витебской губернии.
Считается, что первые сведения о Себеже как о населённом пункте относятся к 1414 году. Под этим годом он упоминается польским хронистом XVI века Матвеем Стрыйковским как «пригород» Псковской республики, взятый и сожжённый литовским князем Витовтом во время его похода на Псков.
В 1535 году, во время русско-литовской войны 1534-1537 гг., воевода И. Н. Бутурлин по приказу московских властей построил (за рекордно короткий срок: с 29 июня по 20 июля) на северном берегу озера Себежское деревянную крепость Ивангород-на-Себеже. Строительными работами руководил архитектор Петрок Малый, известный по строительству Китайгородской стены.
3) В 1579 году в ходе Ливонской войны Себеж становится частью Речи Посполитой, в составе которой остаётся до 1772 года (с несколькими перерывами, самый длинный в 1654-73 годах). Именно в литовский период складывается центр Себежа - Замковая гора, которая прекрасно видна с Петрова вала.
Себеж входил в черту оседлости, и на начало ХХ века евреи составляли 67% его населения В черту оседлости в границах нынешней России входили лишь 7 городов: Себеж, Невель и Велиж (на Псковщине и Смоленщине) и Новозыбков, Стародуб, Сураж и Мглин, Клинцы, Злынка (Брянская область).
4) В 1780 году в городе проживало 418 человек, из них 361 христиан и 57 иудеев. В 1799 году население города увеличилось до 1711 человек. По окладным книгам 1803 года, в Себеже проживало 556 христиан и 408 иудеев.
В 1886 году в городе насчитывался 4051 житель, в том числе 2436 иудеев, 1214 православных и 393 католиков. В 1894 году уже 4344 жителя, из них 2089 мужчин и 2255 женщин. Большинство населения составляли иудеи (61 %), проживали также православные - 25 %, католики - 11 % и представители других вероисповеданий - до 3 %. В 1897 году, по данным переписи населения, в городе было 4326 жителей, в том числе евреи - 2564, белорусы - 988, русские - 618, поляки - 122.
5) В Себеже познакомился с одним белорусом, бывшем подводником, служившим на Северном флоте. Так получилось, что мы с ним оказались постояльцами в одной гостинице, так долго с ним общались. Он приехал в Себеж на встрече бывших сослуживцев. Рассказывал, как они плавали по Атлантике и удирали от американской другой субмарины.
6) Себеж является родным городом актёра театра и кино Зиновия Гердта, родившегося здесь в 1916 году.
21 сентября 2011 года в Себеже накануне 95-летия Гердта открыли скульптурную композицию в память об актёре. Памятник из бронзы и гранита изготовлен и установлен на средства жителей города. Скульптор - Олег Ершов. На церемонии открытия памятника присутствовали вдова Зиновия Гердта Татьяна Правдина и Александр Ширвиндт.
7)
8) Еврейское кладбище Себежа.
9)
10)
11)
12) Жилой дом кон. XIX нач. XX века. В настоящее время в нем располагается типография.
13)
14) Церковь Троицы Живоначальной,бывший костел, ныне действующий православный храм.В 1648 году себежские земли стали собственностью польского магната Иеронима Радзивилла, который в 1654 году построил каменный костел. В это время Себеж отошел к Московскому государству, и костел с 1654 по 1672 год использовался как православный храм. Потом до 30-х годов XX столетия здание стало костелом женского базилианского монастыря.
После войны в соборе устроили общежитие, затем продовольственный склад, пока в 1985г. не случился пожар и сгорела крыша, тогда здание бросили и оно медленно разрушалось.
15) Здание выполнено в стиле барокко, но небогато на украшения и является старейшим на территории России костёлом, сохранившимся без позднейших изменений и перестроек (без Калининградской области). Если считать перестроенные костёлы (опять же без Кёнигсбергщины), то Себежский будет третьим по возрасту: после Доминиканского монастыря в Выборге (1495 год, переделан в Финскую кирху еще в 17 веке) и костёла в деревне Зародищи под Идрицей (1598 год).
16)
17)
18)
19) Котик приветствует.
20) Колокольня Рождественской церкви. Сама Православная Рождественская церковь была построена в 1535 году вместе с деревянной крепостью Иваногорода-на-Себежи. В 1841-1864 гг. церковь перестроена в неорусском стиле, в 1932 году разрушена. Уцелела только колокольня.
21) Дом Гурвича, 1914 г.
Двухэтажный дом с проездной аркой во двор крупного лесопромышленника. Поздняя эклектика (местный кирпичный стиль). В настоящее время жилой.
22) Стрит-арт.
23) Красивый внутренний дворик.
24)
25)
26)
27)
28) Дом судебного пристава, кон. XIX - нач. ХХ века.
Небольшой одноэтажный дом, характерный образец местной строительной традиции. Декоративная валунная кладка стен с кирпичным декором углов и оконных проемов. В настоящее время одна половина дома - жилая, вторая - используется под магазин.
29) Дом притча (состав лиц, служащих при каком-либо одном христианском приходе, как священников и дьяков, так и церковнослужителей-псаломщики Рождественского собора).
В настоящее время жилой.
30) Краеведческий музей Себежа основан в 1927 году. В годы оккупации 1941-1944 гг. музей был разграблен, в 1947 году - восстановлен.
Музей занимает комплекс зданий - «Тюремный замок», это единственный музей в Псковской области, сохранивший естественно-научную коллекцию. Музей также обладает уникальной археологической коллекцией, собранием картин художника Громова К.М.
Это место- "Голгофа" всего еврейского населения города, откуда их повели на смерть.
О музее в следующей части.
31) В завершении прогулки польское кладбище.
32) Обратил внимание, что польские надгробья похожи очень на русские дореволюционные, только алфавиты отличаются.