Будучи плохими туристами, ничего заранее не планирующими, мы узнали где в Марокко есть сёрф, и по такому принципу решили ехать в Эс-Сувейру. Об этом городе мы не знали ничего, кроме того, что он находится на Атлантическом океане.
Вообще, в мусульманские страны, девушкам лучше ездить не одним. Поняла я это только потом, когда путешествовала с мужем по Ирану. Где со мной вообще не разговаривали, и относились ко мне, как к бесплатному приложению к такому чудному и замечательному созданию как мужчина. "Женщина - друг человека" - это лишь отдаленное понимание отношения к слабому полу на Востоке. Рядом с "человеком", тебя не замечают, и даже не слышат. В Марокко же мы оказались, как цветы без корней. Что с нас было взять?
Однако, это доставило нам изрядную долю веселья.
Итак оказавшися в океанском городе Эс-Сувейра, мы сорвались в его центр - Медину, обнесенную стенами
В этот раз мы оказались более подготовленными. Одежда в пол, спрятанная фотоакамера. Короче, во всеоружии.
И опять обломились.
Ничего экзотического не увидели. Увидели куча туристов, полуголых, как мы в первую ночь в
Марракеше. Позирующих на камеру, выбирающие цацки, и сотни бегающих вокруг них разводил.
Меня никто за руки не хватал, не таскал. Никаких потоков людей, заклинателей змей, жаровень под открытым небом.
Хотя местная Медина тоже обладает огромным базаром, который не менее красочен и пестр, чем в Марракеше.
Но, не такой экзотичный, и более туристический что ли.
Я даже немного разочаровалась.
Более того, в Медине, как потом и на пляже, многие продавцы, местные охотно фотографировались, после чего протягивали руку, требуя денег... Но это, естественно казалось мест скопления туристов. В мелких деревнях реакция была, как и в нищинских районах Марракеша - фотографировать нельзя.
Внутри Медины огромный рынок, где продается невероятное количество утвари, одежды и украшений.
В Марокко, очень развит рынок антиквариата, а точнее более развит рынок подделки антиквариата. Тысяча дельцов искусственно состаривают чайники, горшки и прочее, и продают по огромным ценам, как древнейшие ценности. Хотя им максимум пару лет. И приезжают домой гордые британцы/русские, демонстрирующие "средневековые" кувшины друзьям.
А еще везде сотни браслетов, продающихся как серебрянные, а на деле - обычные железяки. Но много и настоящего добра. Да и вообще, такое обилие красок, что глаза разбегаются. Недаром, недалеко от Эс-Сувейры в 60-ые была большая община хиппи с Джими Хендриксом, о чем местные рассказывают не без гордости. Тогда начинаешь понимать, откуда вязанные сумки, хитоны, длинные цветные юбки взялись в американско-европейской моде.
Самое крутое в Эс-Сувейре место - рыбацкий порт.
Из этого порта невозможно уйти. Красочные синие корабли, острый, до дурноты резкий, запах рыбы, рыбаки, орущие на арабском, и сотни чаек, хищно летающих вокруг. А еще там все по-настоящему.
Подлинно и не декоративно для туриста.
Помню свой шок от Стоунхенджа в Англии. Как я мечтала туда попасть, и всё убили толпы туристов, вылизанные дорожки, полицейские с рациями и тысяча загорождений. И скошенная трава, черт возьми. В месте, где когда-то друиды совершали свои тайные культы. А теперь там скошенная трава. Тогда чуть не разрыдалась прямо на той самой ковровой дорожке.
Интересное дело туристы в достопримечательностях. Иногда они не просто субъект посещений, но и становятся сами объектами. Если убрать туристов из Венеции, интересно, что станет с ней самой? Цивилизованные страны мастерски научились зарабатывать на исторических местах. Вслед за ними это не менее, если не более мастерски стали делать и восточные страны. Где беднягу-туриста разводят на каждом шагу. Туристы становятся сами достопримечательностью. В какой-то момент, сама жизнь начинает уже подражать искусству. Где приезжие становятся большой частью спектакля в жизни города.
Медина - это такой туристический рай, с покупками, местами для фотографий и селфи, для ублажения своего эга, которое потом будет всему миру кричать о том, что ты был там, демонстрируя ковры, фотографии и браслеты из страны.
А вот рыбацкий порт живет своей жизнью. Которую ты лишь можешь подглядеть, подсмотреть.
Вот женщины прощаются с мужьями. Вот дети бегают. А вон чайка стащила рыбу, и рыбак вскидывает грозно кулак в небо, угрожая птице. Вот кто-то ссорится, кричит на своем каркающем арабском.
Валяются сети, лежат велосипеды.
И ты смотришь со стороны, на эту чужую и неведомую тебе жизнь.
Все-таки именно люди - главная достопримечательность. Не продавцы, дельцы и работники связанные с туризмом. Не дворцы, сады, музеи и памятники. А обычные люди.
Главное целью нашей поездки в Эс-Сувейру, был вообще-то серф.
Местные сказали, что лучше ехать в Сиди Кауки - деревня под городом. "Туда все едут серфить".
Мы решили поехать общественным транспортом, зачем тратить деньги на такси?
Мы сели в убитый автобус, где практически не было места. Большинство сидящих там, были женщины. Половина из них ехало с детьми разного возраста. У многих на спине висели, закутанные в тряпки младенцы.
Мы ехали, вжавшись в стены, стараясь быть незамеченными. Глупо конечно, ведь мы был бельмом на глазу у всего автобуса. Но, через уже минут пять, всем стало на нас плевать. Автобус зажил своей бурной и кипучей жизнью. На следующей остановке зашли какие-то мужчины с петухом, который добавил какофонии в разноголосицу. Вдруг какая-то женщина начала орать на другую. Орущая, между прочим, была с младенцом за спиной, который с буддийский спокойствием взирал на мир, не обращая внимание на припадок мамаши. Женщина так орала махала руками, что ребенок, как маятник мотался на ней. Между фуриями началась перепалка, что я думала, будет драка. Через минуту в спор стали включаться всё больше и больше людей, и уже еще через какое-то время, весь автобус голосил. И все так грозно кричали, что казалось, их связки порвуться. Тем времен начал вопить петух.
На самом деле, это такая обыденная зарисовка. Арабский, очень звучный язык, с множеством таких звуков, которых у нас и нет в языке. Говорящие на нем, словно иначе выражают свои мысли. Кажется, что человек кричит, но нет - просто говорит.
Темпераментные марокканцы привели меня в восторг.
После этого, мы частенько пользовались местными автобусами, и они всегда нас радовали событиями. То застрянет посреди пустыни, минут так на 20. Драки, крики, петухи, старики, молящиеся, стервозные женщины, делящие что-то очень и очень важное...
Самое забавное, это когда автобус периодически посреди пустыни останавливался, и выходили люди. Выходили в никуда. Где нет дороги, никаких в обозримом горизонте жилых мест. Каждый раз ощущение, что ты в фильме ужасов. Как водитель угадывал где именно остановиться?
А серф, в Марокко, приотличный. Это было второе место, где я попробовала этот спорт. И заболела им окончательно и навсегда.
Я, конечно же, об обычном серфе, не виндсерфе.
Океан, он и везде океан. Большой, кипучий и мощный. Даже в Марокко, где по пляжу ходят верблюды, и местные пытаются втюхнуть тебе какую-то дрянь за антикварную ценность.