Индия. Заоблачный Сикким.

Feb 18, 2014 00:01



Мое второе индийское путешествие началось с посещения Сиккима - небольшого штата на севере страны, расположенного между Непалом, Бутаном и китайским Тибетом на склонах гималайских гор. Это один из самых маленьких штатов Индии, его размеры  немного превышают 80 на 100 километров. Но маленьким Сикким только кажется, из-за горного рельефа на перемещение по нему уходит очень много времени. Я ехал сюда в первую очередь за тем, чтобы посмотреть на  Гималаи и побывать в долине Юмтханг в Северной части Сиккима. Что из этого получилось станет ясно чуть позже.




Рейс индийского лоукоста SpiceJet доставил меня из Дели в аэропорт городка Багдогра, откуда нужно взять такси и добраться до городка Силигури, являющегося  важным транзитным пунктом на севере Западной Бенгалии. Из Силигури можно отправиться в Бангладеш, Бутан, Непал и по многим индийским направлениям. Меня интересовал Сикким, куда я решил ехать не напрямую, а через Дарджилинг, в котором мы уже бывали 2 года назад. В горы возят в основном на джипах. Их много - уехать не составляет особого труда, нужно лишь дождаться заполнения машины - пустым никто не поедет. Как вариант, можно выкупить несколько мест и ехать не в тесноте и с большим комфортом, но чаще всего едут примерно вот так:



Багаж при этом размещается на крыше автомобиля.

Равнинный участок длится совсем недолго, километров десять. Здесь еще жарко и влажно.



Потом дорога превращается в серпантин и начинается набор высоты. Водители ездят довольно шустро, но аккуратно. Перед слепыми поворотами всегда сигналят, оповещая встречных о своем приближении. Спускающиеся при этом пропускают тех, кто едет в гору. Никто и никогда не пристегивается ремнями безопасности.



Внизу пока еще виднеется Индо-Гангская равнина:


Часа за четыре с половиной добираемся до Дарджилинга - одной из мировых чайных столиц. Кроме чая, город еще знаменит своей железной дорогой, о которой я уже писал - http://viktor-io.livejournal.com/9160.html По тегу "Индия" можно посмотреть и другие записи о прошлом путешествии.

Как и практически любой гималайский городок, Дарджилинг выглядит примерно вот так. Горизонтальную улочку найти практически невозможно:



Отсюда до Канченджанги еще около семидесяти километров, но вид все равно впечатляет:



Задерживаться здесь я надолго не стал и выехал в Гангток - столицу Сиккима. Тот же джип, те же часа 4 пути, только дороги намного хуже. Плюс ко всему для въезда в этот штат нужен пермит, который можно получить во многих местах, включая погранпереход на границе штатов. Я выбрал именно этот вариант. Был малость удивлен тем, что печать о въезде в Сикким ставится прямо в паспорт, рядом с индийской визой. Немало побегав по Дарджилингу, все же купил билет на джип и к вечеру был в Гангтоке. Пришлось малость переплатить за билет - с меня взяли 50 рупий (1 доллар) за ожидание на погранпереходе - получение пермита требует некоторого времени, у меня вышло минут 20-25. Вот такие примерно виды между этими городками:


Гангток поразил совсем не индийской центральной улочкой и некой цивилизованностью, в нашем ее понимании. Никогда бы не сказал что это столица индийского штата - чистота, отсутствие попрошаек, какой-то порядок (в отличие от хаоса большинства территорий):


Еще одним отличием от равнинной Индии стали алкогольные магазинчики, расположенные на каждом шагу и предлагающие широкий ассортимент самого разного алкоголя, в основном местного производства. Я купил себе несколько "сувенирчиков", но доехал до дома только один, остальные были разбиты при перелете в Калькутту.


Быстренько заселившись в один из многочисленных отельчиков, пошел искать туристические офисы, чтобы заказать поездку в долину реки Юмтханг, с ее альпийскими пейзажами - мою главную цель в Сиккиме. В одном более-менее приличном офисе сказали что за тот срок, которым я располагал, да еще и в одиночку, совершить желаемое путешествие невозможно. Нужно мол время, чтобы найти попутчиков-иностранцев (с индийцами нельзя путешествовать), а их пока нет и поиск может занять немалое количество времени. Ну нет так нет. В итоге - присоединяюсь к непальским туристам и на утро выезжаю с ними в однодневную поездку к озеру Тсомго, расположенному в 35 км на восток от Гангтока, у границы Бутана и Китая.


Чтобы добраться до озера, нужно совершить набор высоты с 1700 до 3700 метров по каменно-грунтовым дорогам, так как асфальт встречается лишь фрагментарно. Первые километры еще более-менее привычно выглядят. Но потом путь становится мягко говоря экзотичным.


Дорога постепенно уходит в облака:


Со склонов гор все чаще стекает вода, образуя небольшие водопады:


Дороги ремонтируются во многих местах: обочины окладываются камнем и скрепляются металлической сеткой. Это позволяет воде стекать вниз, не вызывая оползней. Работа очень тяжелая и меня до сих пор волнует вопрос: почему большинтвом рабочих у дорог являются женщины. Может быть кто-то знает?


Ну а мы, тем временем, добираемся до озера. Первым делом привлекают к себе внимание домашние яки, которых местные используют как аттракцион, предлагая прокатиться или просто сфотографироваться со своими питомцами:


Озеро Тсомго меня совсем не поразило, как и окрестный пейзаж. На Алтае места куда живописнее! На одном из склонов располагается индийская военная база, где стоят таблички, что фотографировать категорически запрещено. Но в то же время понять границы этого запрета категорически невозможно :-). Вообще, по всему Сиккиму постоянно перемещаются военные, на дорогах огромное количество военных грузовиков - какая-то милитаризованная зона!


А вот, собственно, и само озеро:


3753 метра над уровнем моря и военный грузовик на фоне:


Побродив немного в окрестностях озера и сфотографировавшись верхом на яке, возвращаемся в Гангток. Еще есть 4 дня до самолета в Калькутту и  я решаю попробовать съездить в Юмтханг, в конце концов ради этого и ехал сюда. В трех агентствах спросил о такой возможности, сказав что готов ехать один, завтра утром на три дня и две ночи. Оказалось, что это возможно! Агентство Blue Sky Tours & Travels, рекомендуемое тем же Lonely Planet, предложило более-менее подходящий вариант. Итак, они делают пермиты для меня и какого-то туриста из Австралии (во многие места Сиккима нужны дополнительные разрешения к тому, которое выдается при въезде в штат и получить их проще всего в турфирмах), который якобы не смог поехать в последний момент, выделяют автомобиль с водителем и еще гида, без которого никак нельзя по местным правилам. Таким образом, едем мы с ними втроем за 200 долларов, в которые включено и проживание в деревушке Лачунг. Северный Сикким - самый суровый край штата:


Здесь живут преимущественно непальцы, тибетцы, бхутия и лепча. Последние - это коренные народы этих мест, с ярко выраженными азиатскими чертами, совсем непохожие на людей равнинной Индии. Остановившись на обед, по пути на север штата, сфотографировал девочку, которая подменяла свою маму у прилавка придорожного магазинчика:


Чуть позже в объектив попали и эти два школьника, пропускавшие на обочине наше авто:


От Гангтока до Лачунга, места нашего ночлега, около 120 километров. Но в условиях Гималаев этот путь занимает 7-8 часов. Поэтому, выехав в часов 11 утра, мы приехали на место уже когда стемнело. В одном месте по пути пришлось постоять минут 40, пока военные отремонтируют дорогу, разрушенную оползнем. Как нам сказали, некоторым пришлось ожидать 6 часов, скопилась более чем километровая пробка... Это связано с циклоном, принесшим обильные осадки. Я наделся, что может быть нам повезет и на утро небо прояснится и можно будет увидеть белоснежные гималайские пики, по обе стороны долины. Но нет, низкая облачность, переходящая в туман и частый дождь, стала моим надежным спутником на время поездки в эти места:


Это мы уже выехали из Лачунга дальше на север. По пути видели несколько раз диких яков, которые заметно их меньше домашних сородичей с берегов Тсомго:


Река Юмтханг. Именно здесь должны были открыться грандиозные виды на гималайские склоны...


И именно здесь индийские детишки, пока я снимал пейзажики, отправили в последнее плавание крышку от одного из моих объективов, замену которой я до сих пор не могу найти:


Конечным пунктом нашей поездки должно было стать место под названием Юмесамдонг, расположенное практически у ледников на высоте чуть выше 4600 метров, но до которого мы малость не добрались из-за выпавшего снега. Говорят, что в это время года его должно было быть поменьше. Снег здесь имеет явный голубоватый оттенок и напоминает кадры из фильмов об Антарктиде. Порой казалось что вот-вот облачность закончится и мы увидим под собой пелену из облаков из которой будут выступать пики гор...


Индийские туристы из соседней машины фотографируются на снегу. Возможно, многие из них его видят вживую впервые в жизни:


Ну а мы разворачиваемся и выезжаем обратно в долину, так и не увидев того, на что так хотелось посмотреть!


Иногда можно было увидеть намеки на вечные снега:


После обеда сходил в небольшую радиалку в районе Лачунга. Опять же, половина поселения занята военной базой. Вот так выглядит деревушка со склонов окрестных гор:


Вода здесь везде, множество самых разных потоков стекает в долину:


Повсеместно встречаются буддистские ритуальные флажки:


Главная река долины - бурный Юмтханг:




Ночной Лачунг. Облачность поднимается чуть повыше и есть надежда, что утром горы таки покажутся:


Но нет, солнце на утро хоть и пробивалось сквозь тучи, но вершины основные так и не показались.


На фото ниже наш ресорт, водитель и гид, а также семья, содержащая отельчик. На этот раз здесь остановилось 2 группы: я и туристы из Калькутты, которые уже появлялись на фото.






Пришло время собираться в обратный путь. Не успели отъехать и нескольких километров, как снова были задержаны небольшим оползнем. На этот раз бульдозер быстро расчистил дорогу:


Выехали пораньше и это позволило не спеша ехать в сторону Гангтока, делая по пути остановки в живописных местах. Вот несколько водопадов, которых очень много встречается по пути:




Строительство небольшой ГЭС:


Еще несколько фотографий дорог и передвигающихся по ним военных автомобилей. Порой становится не по себе от того, что приходится ездить целый день по краю пропасти, по разбитым и мокрым дорогам, разъезжаясь порой в считанных сантиметрах со встречным транспортом:




На обратном пути заезжали еще в один буддистский монастырь, но пост и так уже превысил все мыслимые размеры, поэтому оставлю фотографии в архивах.


Утро перед отъездом в Багдогру я провел в поисках почтового отделения - из дальних поездок стараюсь отправлять себе домой открытки. В итоге все получилось, но не без приключений. Оказывается, индийские почтовые отделения не продают конверты - их надо искать на улице или в сувенирных магазинчиках!
Одно из положительных впечатлений от Индии - дети носят школьную форму, всегда! Пусть, она у всех разная, но она есть и смотрится замечательно, по сравнению с окружающей действительностью, конечно)):


Ну а мне пора ехать в Силигури и оттуда в аэропорт. Поездка получится очень напряженной и я впервые едва-едва успею на самолет! Но об этом в следующий раз.

горы, Гималаи, путешествие, Индия

Previous post Next post
Up