Sarah Moon: шепоты и крики
"Очень часто я говорю себе: я хотела бы сделать фотографию, где ничего не происходит. Но для этого нужно какое-то начало. Чтобы ничего не происходило, надо, чтобы что-то уже случилось."
Sarah Moon
Сара Мун - та редкая модель, которая смогла перейти «на другую сторону».
Когда-то объектив смотрел на нее, но уже много лет она сама смотрит в глазок камеры.
Она стала известна как фотограф моды, но давно уже занимается «чистым искусством».
Сара Мун (настоящее имя - Мариель Хаданг) родилась в Париже в 1941 году. В 60-е годы была известна как манекенщица Нaute Сouture. В это же время она начала интересоваться живописью и брать уроки рисунка. Впоследствии увлеклась фотографией и снимала своих подружек-натурщиц.
В конце концов она окончательно оказалась по ту сторону камеры и начала, по собственному признанию, снимать «избранное, невообразимое, причудливое и прекрасное».
Личный опыт манекенщицы и переживания прошлой жизни, безусловно, отражаются в работах Сары Мун: она придает большое значение отношениям с моделью и макияжу.
Список опубликованных работ Сары Мун безграничен: она работала для журналов Elle, Harper’s Bazaar, Vogue, Stern, кроме того, ею создано немало рекламных роликов и фотографий.
Ее фильм «Лулу» получил премию на Венецианском фестивале 1987 года. Она сняла немало полнометражных лент. Среди них фильмы «Миссисипи-1» (1992) и «Знак вопроса», посвященный Картье-Брессону.
Ее фотографии можно воспринимать как своеобразные наброски к кинофильмам.
Ее специальные эксперименты с фотографией находят применение в снимках моды, она сторонится внешних эффектов, главное для нее - передать свое ощущение от сиюминутного, эфемерного.
Фотографии от Сары Мун скорее напоминают живопись и являются своеобразным синтезом живописи, фотографии и игры света.
В своей работе она использовала технологию конца XX века: мягкий свет, специальные линзы и вообще все возможности оптики. Все это наглядно проявляется в снимках, сделанных ею для «Календаря Пирелли» 1972 года. «Календарь Пирелли» впервые пригласил на работу женщину-фотографа. Фирма, которая вообще-то специализируется на продаже автомобильных шин, искала новое в традиционной съемке моделей. В 1964 году вышел первый «Календарь Пирелли» (Pirelli), созданный фотографом Робертом Фриманом. С тех пор «Календарь Пирелли» издается регулярно и всегда становится событием в мире рекламы, фотографии и просто светской жизни. В его создании участвуют лучшие фотографы мира (П. Нэп, Р. Аведон, Н. Паркинсон и др.) и знаменитые актрисы и модели: Настасья Кински, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл.
В своих интервью и эссе Сара Мун неоднократно отмечала, что ее творческая стратегия заключается в создании не только изображения, но истории, легшей в основу того или иного снимка. В конечном итоге этот метод приводит к созданию мифологического поля, в рамках которого интерпретация новой картины мира имеет не меньшее значение, чем анализ самой фотографии.
О взаимодействии с моделью:
"Я - там, перед нею. Я понятия не имею, что она должна сделать, и даже если бы я представляла себе, я не знаю, как сказать ей. Я чувствую, что это должно прийти от нее, это похоже на гипноз, я смотрю и смотрю, и жду. Конечно, время от времени, я щелкаю затвором, но только для того, чтобы подбодрить ее, подбодрить себя, подбодрить каждого вокруг."
"Я думаю, что сущность фотографии черно-белая. Цвет - всего лишь отклонение. Кроме тех случаев, когда идёт работа с нереальными цветами, как Полароид, или как в определенных фотографиях Паоло Роверси с плоскими цветами. Таким образом, с живописью это уже никак не соотносится."
Sarah Moon: шепоты и крики