Замечательный отзыв от писателя и редактора Александра Егорова, огромное спасибо!
Когда ключ подходит:
Ольга Лисенкова и ее роман
"Прастити, коллеги-одногруппники по No Sugar No Cry. Я не читатель, но редактор. Поэтому если кого и рецензирую, то совсем с другого POV. А главное - так и хочется сравнить с тем, как бы я сам это написал.
Вот роман Ольги Лисенковой «Ключ». Толстенький, с милой обложкой. Разбит на мелкие главки, иногда по живому - лайфхак, между прочим. Кому лень использовать закладки (в хорошем смысле), это самое то: номера страничек трехзначные, их не запомнишь, а главки запомнишь.
Теперь серьезно.
Анонс легко прочитать в сети. Если кратко: а что, если сказочные существа издавна живут среди нас - причем некоторые женятся, а некоторые так?
Вот и роман начинается с того, как от главгера Дениса улетает жена-жаба… ну, то есть лягушка (это его слова, не мои). Улетает, впрочем, в человечьем обличье (а то уж вы гадать начали, откуда у ней крылышки растут и вкусны ли они). Улетает, потому что может. Прямо в окно. Тема полета не раскрыта полностью - и правильно (строгий редактор в лице меня прекрасно знает, что при нынешнем законодательстве способы полета из окон лучше вообще не описывать, если вы не Булгаков). А почему жена улетает? Потому что Денис сжег ее (лягушкину) шкуру на кухонной плите (привет «Сектору Газа»). Жену и звать-то - Василиса.
В то же самое время в подводном королевстве юная русалка Ассо впервые всерьез задумывается о «верхнем мире». И о любви заодно. Наверно, рыбки-гуппи щекотятся в ее животе, и вот она уже, как положено, мечтает о принце - но просто так в этот дивный новый мир не вылезешь, на то есть куча условий. Да и депортировать могут.
Но давайте все же серьезно.
Конечно, ленивый рецензент уже все заранее понял и радостно машет лапками: перед нами ретеллинг «Русалочки» под одной обложкой с «Василисой Прекрасной» (ну, тем вечным мифом о похищенной невесте).
Ага. Не тут-то было.
Русалочка, конечно, тут есть, и немаленькая. Потерянная невеста тоже. (Заметим: лично я бы в линии пропавшей Василисы абизательно использовал бы именно мотив похищения, чтоб герой ближе к финалу сражался себе с Кощееем, или Черномором, или все равно кем). Но роман - даже формально не ретеллинг. А авторская история. И финал там совсем не очевиден - как во всех хороших историях.
Опять спойлер: роман закончится свадьбой. Все по классике.
Хотя давайте лучше без спойлеров.
Ольга (автор) не пошла по простому пути ретеллинга магической истории, которая (как ни крути) всегда приводит к заранее известному результату. Нет. «Ключ» - это полноценный детектив, который происходит сразу в двух мирах (реальном и «фэйри»). Давайте-ка оценим этот ход беспристрастно и без ссылок на чужой опыт.
Мне - нравится.
Строго говоря, «Ключ» вообще не магическое фэнтези. Это классический сериал про детективное агентство. И парень-детектив (как второй главгер) там тоже есть, да не простой! Теперь скажите мне навскидку: в какой истории детектив тоже теряет (и со всем жениховским пылом ищет) невесту - уже не чужую, а собственную? В Шерлоке, скажете вы? (Отчасти в старом, в полный рост - в новом?) Так вот, там этот редкостный ход встречается лишь однажды - и дает нам одну из лучших историй цикла.
Вот и здесь - это вторая пружина сюжета.
Вдобавок по примеру Шерлока у детектива Матвея есть брат - Игнат. И это его имя (с ярким латинским корнем) - само по себе спойлер. Только вот что-то мы опять расспойлерились.
Итак, систематизируем. «Ключ» - достаточно мощный детектив на двух сюжетных движках. Мир - и наш, реальный, и волшебный - хорошо организован, регламентирован, снабжен инструкциями по применению. Иногда это снижает градус интриги - но это не критично. Каждый из трех главгеров (два парня и русалочка) - и жертвы, и победители («акторы»). Это ценно. Даже вторая дама, которая жаба, в финале (будучи найденной) страсть как хороша. Да и брат-игнат из обоймы не выпадает.
Впрочем, не все так безупречно: вот, к примеру, любимый мой перс - телезвездун Велемир - как раз недоигрывает свою роль. Сдувается и пропадает с афиш. (Про Киркорова - молчим!)
И вот теперь - к главному. К маркетингу.
На примере «Ключа» я рискну ввести собственный термин: AOR-фэнтези.
Это фэнтези для взрослых (ну, скажем так, не только для подростков). Ну, как Infected Mushroom в мире танцевальной музыки (см. пост выше). «Ключ» не фонтанирует гормонами. Это - по-своему целомудренный текст, и не мудреный при этом (так себе каламбур, но суть выражает). Это не эскейпистский текст. Он (текст) не уносит нас в туманную светлую даль - да и в темную тоже. Для фэнтези это минус, а вот для крепкой приключенческой фабулы - огого какой плюс. (Каждый читатель моих, к примеру, книжек знает: я больше всего на свете люблю описывать приключения живых и понятных людей, в ущерб драконам, бешеным единорогам и мальчикам из кейпопа).
И сейчас я скажу еще одну провокационную штуку: целевая аудитория у AOR-фэнтези более предсказуемая, отзывчивая и благодарная.
Ну да, автор пишет для (и отчасти про) таких, как она сама. С некоторыми поправками. И что, это плохо? Даже очень хорошо. И вот что важно: захочет написать совсем уж нереальное фэнтези - сможет, если уж с детективом справилась.
Одним словом: годный текст.
В финале - как обещал - немножко отсебятины (свой канал все стерпит). Я бы, конечно, многое поменял бы в этой славной книжке - ухх, какая бы у меня бы вышла русалочка, самому страшно! - но здесь позволю себе только один запоздалый совет. Ну никак не удержусь (это недержание - редакторская профдеформация).
Почему роман назван «Ключ»? А это потому, что у одного из главгеров есть свойство открывать любые двери.
А теперь смотрим: в самом финале у героев возникает одна коллизия… ну, как бы сказать без спойлеров… они могут видеть друг друга лишь по полгода… гм. Типа закон двух миров запрещает чаще встречаться.
Но… разве главгер - не «Ключ»? Разве он не способен сломать любую систему? В т.ч. и бюрократию двух миров?
Вот и сломал бы!
Всего-то и нужна была одна фраза в финале. Намек. Шутка.
Или… продолжение истории.
Для справки: роман «Ключ» вышел в АСТ (No Sugar) в 2023 году.
Мои «Темнейджеры» тоже.
Это так, к слову".