Читала я много лет назад про нейролингвистическое программирование (НЛП) и уяснила один приём: человек, практикующий НЛП, вначале подстраивается под собеседника, назовем его объект. Зеркалит позу, жесты, мимику, тон голоса, интонации. Этим автоматически вызывает доверие и симпатию. Через какое-то время объект благодаря этой сонастроенности так отзывается и проникается, что тот, кто владеет НЛП, может сподвигнуть его на многое, например, на уступки.
Но мой пост не об этом)))
Я иногда сонастраиваюсь с актерами в определённой роли, подстраиваюсь под них, видимо. Актер вроде стоит в кадре и ничего особо не делает, а я вижу, что у него внутри бушуют страсти, и сама волнуюсь. (Больше всего люблю таких и такие моменты, а не мелодраму, где орут и рыдают.)
А потом иногда пересматриваю эти же эпизоды без сонастройки и ничего не бушует ни у меня, ни у него. 🤔 Скууука.
От чего это зависит, не знаю. Конечно, я не говорю, что актеры не делают свою работу и я делаю всю работу за них)) они как раз сделали что-то, что вызвало с моей стороны со-переживание герою, и сделали правильно, раз оно возникло. Плюс закадровая музыка, свет, работа оператора, режиссёра... Но я размышляю о готовности зрителя - а потом перехожу к тому, что мне еще ближе, к готовности читателя сонастроиться и со-переживать.
Иногда, когда я читаю отзывы на свои книги, я радуюсь, что у меня и у моего дорогого читателя получилось. Видят какие-то тонкие вещи, называют их. Иногда нет: "не зашло", "скучно".
Естественно, восприятие зависит от состояния воспринимающего. С ним ничего не поделать. Однако писатели все время ищут приёмы, как бы "сонастроить" читателя (например, у Блейка Снайдера пособие для сценаристов называется "Спасите котика": он говорит, что в фильме нам даётся не так много времени, чтобы понять, почему мы должны сопереживать герою, и надо сразу показать, что он этого достоин, так пусть он сделает что-то хорошее в самом начале, например... да, спасёт котика). Некоторые используют "стекло", драматические или трагические ситуации с сильными эмоциями, чтобы прямо выбить зрителя/читателя из состояния комфорта. У писателей есть жаргонный термин "одноногая собачка" - как раз для обозначения дешёвых мелодраматических приемов, однозначно "разводящих" на эмоции.
Такой длинный пост вышел. Пора заканчивать. Часто вспоминаю слова поэта Андрея Дементьева: "Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы". А в этом стихотворении есть еще и такие строки: "Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души". Как ни крути, получается, что автор и читатель встречаются где-то на полпути - или встречи не происходит, если читатель не захотел выходить из своей точки В.