Человек - существо эмоциональное. Ему нужно горяченькое, остренькое, и много чего ещё. Это питает. Заряжает. В норме - он не согласен сидеть на месте и испытывать бедность ощущений, именно потому в нём сильна потребность во лжи. Как это ни странно. Каждый из нас живёт на том уровне лжи, который ему по вкусу, по сознанию, по информированности, и вообще - по интересу. Почему я говорю о лжи? Это горячее, если бы я говорил о правде. Правда скучна. Капитан Очевидность - самый скучный персонаж. Зато Джокер - самый интригующий. В таких размышлениях можно дойти и до того, что человеку неинтересно добро и благо. Потому что они тоже скучны и безопасны. И вот, насидевшись в тёплом и уютном доме - он, такой свободный и творческий, решает выйти в общественное пространство, чтобы поискать приключений. Или, сделать их сам. Вот именно потому, в цивилизованных обществах - то самое общественное пространство так безопасно, а в нецивилизованных - тек опасно. А что у нас общественное пространство? Кроме, банально, улиц, транспорта, подъездов, воздушных и водных просторов это ещё и интернет, радио и телевидение. Всё это широко доступно. И потому туда можно выйти и показать всем себя. Уже достаточно скучно, да? Ведь это и так ясно. Острота первого выражения разбавлена и...
Но есть мысль поглубже.
Человек, рождаясь - не имеет критериев истинности. Он полностью зависим. Их ему можно привить. Как этику, мораль. Всё - что угодно. Его поначалу волнует мама, ласка и еда. Это только спустя долгое время просыпаются более сложные потребности. В то время как потребность к истине может и не проснуться. Ну, если вокруг довольно много и так, заморочек. Уровень лжи, достигнутый в цивилизации, может быть так глубок, что из него до свежего воздуха истины - простому человеку будет не всплыть. Слишком много груза заблуждений ему противостоит. И каких заблуждений! Вчера, смотря красивый фильм про изысканных воров - уловил массу недостоверностей, чисто в психологическом смысле. Человеку - непрофессионалу это не будет ясно на уровне ума, он только почувствует. Ну а ощущений фильм предоставляет множество: тут и яркость приключений, богатства, и разнообразные переживания, и выверенно-сексуальные актёры, и проезды по болезненным и приятным кнопкам в сознании, на которое рассчитано произведение... Ведь это искусство. Но, тем не менее, я уже в который раз слышу и вижу, как «а вот это было в фильме..» служит как аргумент в разговоре, мол, такое тоже бывает. Фильмы начали заменять реальность. Пардон. Фильмы стали наполнять реальность. И они теперь загораживают своей образностью действительность. Да, не у всех. Да, не всегда. Но это влияние всё сильнее и сильнее. И человек в своей массе всё более и более проваливается в трясину сладкой лжи. Тут и всякие матрицы, и эквилибриумы, и зазеркалья с сонными царствами. А между коек-грядок ходят специальные персонажи, убаюкивающие прекрасной музыкой. Спите, народы, спите! Ни к чему вам ваша бдительность и наблюдательность! Позвольте нам стать вашими глазами, ушами и прочими чувствами. Мы вам будем поставлять всё! В лучшем виде! Наши чувства - намного более вкусные, чем ваши собственные!
«..Culture is operating system». И вот можно наблюдать как mass-culture становится mass-prison. Как увиденное - зашоривает. Накладывает себя на опыт и ограничивает. Неявно, но говоря - я ярче, и потому мной жить лучше. И хочется, хочется закрыть глаза на окружающую серость и сложность. И быть в мире, где красиво, ярко и просто. И потому понятно и так достижимо.
Культура. У каждого общества - своя культура. У каждого субобщества - своя субкультура. И они взаимодействуют. Как могут. Ограниченные - каждая своими нормами.
Культура, как уровень истинности. Иногда нужно закрыть глаза, чтобы это увидеть. Закрыть привычные. И открыть непривычные.