Моя мама в пору перестроечной юности раз связала себе пальто. На спицах. Целое демисезонное пальто. Это к тому, что тяга к большим и безрассудным портновским авантюрам у меня, видимо, в крови.
Осенью на мейл танцбанды пришло приглашение выступить в Одном Очень Пафосном Месте на севере Италии в начале марта. Эпоха - чинквеченто, 16-й век. У нас есть шикарные платья из синтетической тафты, которая от холода и влаги не защищает вообще никак. Мысль умереть от пневмонии в духе модной ампирной дамы никого не грела. Забегая вперед, скажу, что выезд в итоге в последний момент отменился, но в рядах танцбанды зародилась мысль о чем-то вроде историчного пальто на случай внезапного зимнего ренессансного выезда.
МОДЕЛЬ:
Сначало начальство сказало, что сейчас посмотрит источники с подругой-экспертом и выдаст нам прототип пальто. Прошло несколько месяцев. Дата предполагаемого выезда приближалась, я посчитала на пальцах двух рук количество зябнущих танцоров и решила брать инициативу в свои руки.
Урок 1: инициатива наказуема. С другой стороны, умирать от холода все-таки не хотелось.
Я забурилась в Пинтерест в поисках нужной модели. Искала я историчный вариант пальто; плащи не рассматривала: танцевать в них неудобно (да начальство и официально их запретило, после такого как край шерстяного плаща Тео на лету чуть не оставил одну из танцовщиц без шиньона - на глазах у целой площади).
Поиски подтвердили мою мысль, что нам нужно что-то вроде zimarra - широкого верхнего платья с рукавами или без. В разных источниках они называются overdress, overgown, сюрко, итп, но суть одна.
Портреты с прототипами:
Один сохранившийся прототип:
И реконструкторы нашили вот такие варианты:
Выкройку можно найти в испанских трактатах по шитью, трактаты - во всем известной
книжке Джанет Арнольд.
Реконструктор Morgan Donner сравнила разные выкройки венецианской зимарры
у себя в блоге.
Нарисовала на скорую руку приблизительный общий вид пальто с примерным декором, отправила начальству, получи ла что-то вроде одобрения ("Ну ведь потом можно еще разной формы и длины рукава сделать, кому-то приталить побольше, кому-то поменьше... - НЕТ!!!"), пошла искать ткань.
ТКАНЬ:
У исторических оригиналов в качестве верхнего слоя бывает то бархат, то узорчатый шёлк, то еще какая-нибудь холодная мудреная ткань, нужного метража (по 3,5 метра на 8-10 человек) которой не нашлось бы ни в одном тканевом.
Мысль была сделать три слоя: верхний - из тонкой дешевой шерсти (13 евро за метр), средний - из чего-то вроде синтепона, типа как для простежки одеял (6 евро), внутренний - из чего-нибудь ворсистого типа плюша для имитации меха (10 евро). Сразу скажу, что, сшив своё пальто, я поняла, что слоев должно быть всего два: добротная шерсть сверху, плюш на подкладку. Или обычная подкладка, а отрочка плюшевым "мехом" по горловине, бортам и манжетам.
Синтепон добавляет over 9000 геморроя при пошиве и две тонны веса. Возможно, хорошая шерсть стоит дороже, чем тонкая шерсть и синтепон, но - Урок 2: иногда экономить не стоит.
Нашла чёрную шерсть, начальство сказало, что мы будем как монашки на прогулке, надо разнообразить палитру. Нашла еще серый и горчичный оттенок такой же шерсти, но выбор всё равно не слишком радует.
Урок 3: закупать ткань для клиентов тоже не стоит. Всё равно никому не угодишь, ни качеством, ни ценой. Махни рукой в сторону годных тканевых, опиши нужный тип ткани, обозначь метраж. Дальше пусть сами.
ОТДЕЛКА:
Чинквеченто - не чинквеченто, если на ткань вашего наряда не пришито полтонны золота. Отделывать пальто я решила так же, как и наши платья: золотой тесьмой и бархатными лентами. Расход лент навскидку получался немалым, поэтому я стала искать оптовые магазины. Ближайший нашелся в часе езды, в Перудже. У танцбанды есть юрлицо, поэтому в магазин меня пустили; цены там раза в три ниже, чем в розничных лавках фурнитуры. Взяла несколько видов тесемок, мотками по 20-25 метров.
Потом еще съездила в два швейных магазина в Ареццо: выбор там побольше, но и цены кусачие. Буду брать там красивую тесьму для отделки небольших деталей, остальное - в оптовом. Еще продавец из тканевого в Сансеполькро, смекнув, что пошив для танц-группы - это большой и аппетитный заказ, любезно пообещал подогнать, если надо, золотой и серебряной тесьмы по оптовым ценам.
Везде фотографировала тесемки вместе с ценами и сохраняла все чеки, понадобится для расчета стоимости.
Урок 4: знай поставщиков и пытайся с ними дружить.
НАЧАЛО ПОШИВА:
Раскроила всё, кроме рукавов; простегала синтепон и плюш (Почему в этот момент ко мне не явился посланец из будущего и не завопил: "Что ты делаешь??!") У плюша есть ворс, но я об этом забыла и раскроила симметричные детали в разных направлениях ворса. Внутренняя деталь, конечно, но
Урок 5: учи матчасть. Во всех учебниках шитья в разделе раскроя ткани об этой ошибке предупреждают.
Попробовала приметать к подолу полоску регилина - чтобы была типичная для эпохи фигура "баба на чайник". По идее, конусный силуэт юбки достигается за счет verdugado ака fartingale - ренессансного кринолина, но у нас вряд ли кто-то заморочится его делать. Результат эксперимента не слишком впечатлил, отпорола.
Изначально я планировала простегать вручную все три слоя, но мне устроила втык мама, напомнив, как шьются пальто с подкладкой (смотри Урок 5). Оооок, посмотрела пару видео и прочитала пару статей. Зародилось сомнение: а нужен ли вообще этот пристроченный синтепон? Гость из будущего: "НЕЕЕЕЕЕТ!!!"
Приколола на булавках отделку, показала подруге-швее, она не одобрила.
И тут меня накрыл он -
ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС:
Тот чудный момент, когда не нравится вообще ничего. Конструкция, материалы, отделка - всё не так. Дома дети малые просят внимания, а ты сидишь с ненавистным проектом, и дошивать его надо, потому что к гипотетическому выезду надо успеть всё сшить не только себе, но и половине танц.коллектива.
Поскольку с конструкцией что-то делать было уже поздно, то я начала тянуть себя за волосы из болота хотя бы на предмет отделки.
Во-первых,
Pinterest в лошадиных дозах. Привычная для искусствоведа работа: рассматривание и анализ кучи картинок. Отдельно скачала фото с вариантами отделки на клубных платьях.
Во-вторых, раз испанская мода (а моды в Италии в этот период уже почти повсеместно были испанские) про войну и геометрию - то надо оттолкнуться от простых геометрических узоров, напоминающих рыцарские латы. Пришила тонкую золотую тесьму по базовому рисунку "шеврон" (горизонтальный зигзаг), а потом наращивала элементы и слои по необходимости. Что-то вроде основной мелодии и аранжировок.
Очень удобно рисовать варианты отделки в редакторе на телефоне, прямо поверх фото.
В-третьих, нарисовала несколько вариантов отделки, потом пригодится, если снова закончится фантазия.
Урок 6: никогда не сдаваться.
РУКАВА:
Начальство просило "внушительные рукава". Нарисовала навскидку выкройку длинного рукава с "фонариком" наверху. Линия оката вышла не очень правильной (снова и снова смотри Урок 5), меня поправили, переделала. Выглядит внушительно.
Пришила отделку к верхнему слою. В принципе, нравится (я называю ее "ренессансный Адидас"), но потом можно будет, например, на руках пришить каких-нибудь золотых пуговиц вдоль центральной бархатной линии.
Собрала все три слоя рукавов вместе, в кой-то веки результат мне нравится и соответствует изначальному замыслу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Отделал верхний слой основной части золотой тесьмой с чередующимся рисунком. Расстояние между полосками зигзага увеличается к низу, так создается оптическая иллющия для увеличения роста. Большинство тесемок пришивала сразу, без наметки, отматывая по ходу от бобины. Бархатную тесьму по бортам лучше наметать.
Сделала внутренний накладной карман, для телефона пригодится.
Зимарра на фото сливается с моей гостиной - на самом деле, нет.
Раскроила, украсила, сшила и втачала воротник. Гость из будущего: "Туда-то ты зачем запихала синтепон??!" Сидит горбом, выглядит отвратительно. Отпорола воротник, раскроила новый, повыше на пару сантиметров. Проклеила верхний слой дублерином и простегала бортовкой. Не вставила никакого синтепона, пришила на руках плюшевую подкладку, чуть подворачивая край на внешнюю сторону для эффекта "опушки" (в смысле, меха по краям, а не Пуховой Опушки). Втачала воротник, подрезала лесенкой припуски, приутюжила (или разутюжила?) Вооот, теперь другое дело.
Втачала рукава. Пришлось вручную, потому что столько слоев толстой ткани чертов синтепон, да еще собранных в фонарик, моя машинка не тянет.
Несколько раз распорола и сшила борта, сколов предварительно все три слоя булавками и выровняв подкладку и внешний слой вручную. Несколько раз отрезала то, что не надо было отрезать, пришлось надставлять ткань подкладки.
Урок 7 от Капитана Очевидности: семь раз отмерь - один раз отрежь.
ЗАСТЕЖКА:
Петельки из плотной тонкой замшевой(?) ленты, маленькие золотые пуговицы. В следующий раз, может быть, подумаю о планке, а не о бортах встык. Еще надо придумать застежку для воротника: может, пуговицы, а может, что-то другое.
ТЕСТ-ДРАЙВ:
Поехала на танцевальную тренировку в этой зимарре вместо куртки. Испытание итальянской февральской ночью она с честью выдержала. Девушкам из танц.банды, вроде, внешне наряд понравился, хотят что-то такое же ближе к следующему зимнему сезону.
Мне внешне тоже нравится, но кажется тяжеловато, больше никакого рок-н-ролла синтепона ни за что на свете, натуральные ткани рулят.
МОРАЛЬ:
Как вы видите, дорогие читатели сей поучительной истории, шитьё - это не столько про строчение на машинке, сколько про принятие огромного количества решений. Части мучений можно было бы избежать, сходив на какие-нибудь курсы (но наш девиз - "Слабоумие и отвага"), но где я их в нашей итальянской глуши найду.
Еще шить для коллектива - это совсем не то, что шить для себя. Надо согласовывать модель с начальством, надо пытаться угодить всем, надо хотя бы пытаться сэкономить где можно. Страшнее за каждое принятое решение, страшно сшить не так хорошо, как можно было бы.
И я даже не буду говорить, как непросто что-либо делать с двумя мелкими детьми дома.
В общем, назовем этот проект "Опыт - сын ошибок трудных", выдохнем до зимы и возьмемся за другой проект на чинквеченто - пополанские льняные платья.