Cуществующая редакция
1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Комментарий
Буквальное прочтение данной нормы предполагает, что гражданин России:
А) не может быть выдан тому государству, на территории которого совершил преступление ;
Б) может быть выдан иностранному государству.
Из данных посылок можно сделать абсурдный вывод, что гражданин России может быть выдан только тому государству, на территории которого он не совершал преступлений.
Вообще, категоричный отказ от выдачи преступников, имеющих гражданство России, кажется излишне категоричным. Если, например, некий господин Иванов, известный негодяй, будучи в Лондоне, совершил злодейское отравление некого мистера Смита, то почему бы нам не выдать этого негодяя английскому правосудию, для того, что бы он получил заслуженное наказание? Какие резоны могут этому препятствовать? Стоит ли оставлять преступника безнаказанным? Или же нужно проводить сложное и затратное расследование за рубежом? Даже если господин Иванов получит за свое преступление более тяжкое наказание, чем получил бы в России - ну и пусть, как известно в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
С другой стороны, у господина Иванова могут быть резонные основания опасаться нарушения своих прав, и он вправе рассчитывать на защиту со стороны своей страны. Очевидно, что предоставление такой защиты должно основываться на том, полагаем ли мы возможным, что в Великобритании дело господина Иванова будет разрешено справедливо. Эти умозаключения могут основываться как на репутации страны, которую она заслуживала столетиями, так и на соображениях текущей политической конъюнктуры. Справедливость в данном случае на мой взгляд должна заключаться в том, что в случае выдачи, дело господина Иванова будет разрешаться соответствии с опубликованными законами Великобритании, а не с нашим уголовным законодательством. Очевидно, что в соответствии с принципом гуманизма, такая защита должна быть предоставлена и иностранным гражданам либо лицам без гражданства, оказавшимся на территории России.
Поэтому предлагаю законодательно определить основные положения, определяющие порядок выдачи.
Предлагаемая редакция
1.Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы в другое государство для привлечения к уголовной ответственности по законам этого государства в случаях:
-наличия запроса иностранного государства и отсутствия возражений у выдаваемого лица;
-наличия запроса иностранного государства и существования международного договора о выдаче преступников и подозреваемых в совершении преступлений;
-решению президента Российской Федерации.
2.Президент Российской Федерации имеет право наложить запрет на выдачу любого лица. Любое лицо, которому грозит выдача в другое государство, вправе подать Президенту Российской Федерации ходатайство о рассмотрении его дела по Российскому законодательству.