Об упразднении алиментов

Apr 13, 2023 10:14





Юдель Пэн. Развод.

История

Обязанность человека содержать своих детей и престарелых родителей - одна из базовых этических норм, на которых держится человеческое общество. Как скоро возникло государство, так скоро попыталось оно заставить  нерадивых граждан исполнять их обязанности по обеспечению собственных детей.

Так, параграф 137 Кодекса Хаммурапи гласит:

"Если человек захочет оставить шугетум, которая родила ему детей, или же надитум, которая дала ему детей, то этой женщине должны вернуть ее приданое, а также ей должны дать половину поля, сада и имущества, и пусть она растит своих детей; после того, как она вырастит своих детей, ей должны дать, как одному наследнику, долю во всем, что было дано ее детям, а затем муж, который ей понравился, может взять ее замуж."

Подобные нормы бесчисленное количество раз воспроизводилось в законах и неписаных обычаях разнообразнейших человеческих обществ, присутствует они и в современном российском семейном праве.

Отрицательные стороны российского института алиментных выплат

При всей своей очевидной справедливости институт алиментов имеет и не столь очевидные недостатки, которые особенно рельефно начинают проявляться в нашу пост-индустриальную эпоху.

К первейшему недостатку стоит отнести его неэффективность. Как сообщала в свое время спикер верхней палаты  российского парламента В.И.Матвиенко, сумма неуплаченных алиментов на 2020 год составила 156 миллиардов рублей. (https://lenta.ru/news/2020/07/15/dolg/).



Количество семей, получающих алименты, по оценочным данным составляет до 2 миллионов человек ( https://journal.tinkoff.ru/alimony-stat/ ). Путем несложных арифметических действий приходим к выводу, что средняя задолженность на одну семью без кормильца составляет 78 000 рублей, что дает некоторое представление о масштабе проблемы.

Итак, мы имеем массовое, постоянное и систематическое нарушение права ребенка на получение достаточного содержание для его полноценного роста. Как гласит статья 27 Конвенции ООН о правах ребенка: "1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка."

Вторым недостатком является этическая сторона вопрос. При распаде семьи суд определяет место проживания ребенка, исходя из его интересов. Тот из родителей, который не будет проживать вместе с ребенком, обязывается к выплате алиментов. Он должен будет отдавать существенную часть своего дохода, и в то же время будет лишен в полной мере своего права на общение с ребенком - а это для большинства родителей весьма важно.  В то же время, при решении вопроса об определении места жительства ребенка, суд никак не обязывается законом принять во внимание моральную виновность одного из родителей. Таким образом, даже ведущий себя вполне добропорядочно, нравственно и социально-одобряемо человек может попасть в ситуацию, когда суд ограничит его родительские права и принудит к выплате алиментов.

Кроме того, зачастую необходимость получения алиментов приводит к возникновению конфликтов в семье, уже наполовину распавшейся, но все еще связанной ребенком. Парадоксальным образом, можно говорить о том, что именно институт алиментов провоцирует эти семейные конфликты.  Страдают же от этого, в первую голову, интересы ребенка.

Существующий порядок выплаты алиментов кроме того является по своей сути инструментом дискриминации беднейших слоев общества.

Относительный размер алиментов достаточно велик, и составляет от четверти до половины доходов родителя. Много это или мало? Учитывая, что у каждого человека есть не только доходы но и расходы, в которые например могут закладываться траты на содержание других иждивенцев, затраты на содержание жилища и питание, то в том случае если доходы человека ниже среднего, выплата алиментов может катастрофически обрушить его уровень жизни и привести к недостатку средств на обеспечение базовых потребностей.

Для человека, который зарабатывает 40 000 рублей в месяц, и тратит на обеспечение своих базовых потребностей 40 000 рублей в месяц, выплата алиментов в размере 25, 33 или 50 процентов от дохода попросту невозможна. В законе указывается, что от уплаты алиментов может быть освобожден человек в силу тяжелого материального и семейного положения, однако сам по себе низкий уровень доходов не является основанием освобождения от уплаты алиментов, по сути этот вопрос оставлен на усмотрение суда. На практике суды зачастую определяют размер алиментов исходя из усредненных затрат на содержание ребенка в регионе.

Согласно буквальному прочтению действующего законодательства, за злостное уклонение от уплаты алиментов человек может быть осужден к наказанию до одного года лишения свободы. Логично предположить, что если  после выхода из тюрьмы человек не погасит свою задолженность, он снова должен быть осужден на тот же срок, и таким образом находится в тюрьме пожизненно. Конечно, на практике такого не происходит, но прямая логика уголовного законодательства приводит именно к таким выводам.

Если для обеспеченных слоев общества алименты могут стать некоторым нежелательным неудобством, то необеспеченных граждан бремя алиментов может эффективно вогнать в состояние бедности.

Следующая отрицательная сторона института алиментов заключается в том, что он по всей видимости оказывает отрицательное влияние на демографию.

Не секрет, что в современном российском обществе смертность превышает рождаемость. На более-менее одинаковом уровне количество населения в России сохраняется лишь за счет "демографических регионов-доноров" и иммиграции. Представляется, что для уверенного развития общества естественный прирост населения должен как минимум превышать естественную убыль. Постепенная замена коренного населения на иммигрантов влечет за собой нежелательные культурные последствия.

Так, в Москве коэффициент рождаемости примерно  1,2 в то время как необходим 2,2. Такая ситуация обусловлена комплексом причин, среди которых немаловажной на мой взгляд является та, что женщины опасаются вступать в брак, так как в случае развода отец будет уклоняться от содержания детей, а мужчины - из-за того что в случае расторжения брака им придется продолжительное время выплачивать алименты.

Предложение законодательных изменений

Мое предложение заключается в том, чтобы отказаться от принуждения родителей выплачивать деньги на содержание своих несовершеннолетних детей.

Вместо этого я предлагаю гарантировать право ребенка на получение надлежащего содержания путем выплаты единого детского пособия, вне зависимости от того, воспитывается ли он в полной или неполной семье. Размер этого пособия должен быть рассчитан таким образом, чтобы позволить одинокой матери оплачивать базовые потребности ребенка и свои собственные в период нетрудоспособности. Представляется, что такие выплаты должны быть максимальными для новорожденных детей и постепенно снижаться с увеличением возраста ребенка, пропорционально снижению жизненно необходимого для него ухода.  Очень прикидочно речь должна идти о сумме 50 000 - 30 000 рублей в первые годы жизни ребенка, с уменьшением ориентировочно до 10 000 по мере достижения им школьного возраста. В случае воспитания одновременно двоих или троих детей суммы должны увеличиваться, но не пропорционально, поскольку основное их назначение в случае крайней бедности родителя - компенсация стоимости аренды или эксплуатации жилья.

Также, в качестве меры, стимулирующей к рождению детей, я предлагаю вернуть налог на бездетность, существовавший в СССР с 1941 по 1991 год, и существующий в настоящее время в скрытом виде в США (en.wikipedia.org/wiki/Bachelor_tax ).

Экономическое обоснование

Давайте примерно прикинем ежегодные бюджетные затраты на выплаты заменяющего алименты единого детского пособия.

В России на сегодняшний день 30 миллионов детей. Если исходить из того что средняя ежемесячная выплата на одного ребенка будет составлять 15 000 рублей, то ежегодно для обеспечения 20 миллионов детей потребуется выплатить 360 миллиардов рублей. Много это или мало? Расходная социальная часть бюджета составляет 5 триллионов 843 миллиарда рублей.

Тем не менее, 360 миллиардов - это значительная сумма. А  может ли существенная часть этих выплат  быть скомпенсирована налогом на бездетность? В СССР размер такого налога составлял 6 процентов от заработной платы, причем с невысоких зарплат он не брался.

Сколько же в России бездетных? Проведем несложные подсчеты. Во-первых, выясним сколько человек из граждан России не являются детьми или пенсионерами. Для этого вычтем из общего населения России (147 миллионов), количество детей и пенсионеров. 147 миллионов - 20 миллионов - 42 миллиона = 75 миллионов.

По данным социологов примерно половина россиян не имеет детей и не планирует их заводить ( https://tass.ru/obschestvo/9598459 ). По другой общеизвестной информации на одну женщину приходится 1,6 ребенка, таким образом можно предположить что родителями являются около 30 миллионов  россиян в возрасте от 18 до 50 лет. Таким образом, общее количество потенциальных плательщиков налога на бездетность по грубой оценке составляет 45 миллиона человек. Исключив из этого количество инвалидов, учтем неизбежную возможность ошибки, и примем общее количество потенциальных плательщиков такого налога за 30 миллионов человек.

Согласно данным "Сбериндекса" медианная зарплата в России составляет на февраль 2023 года 42024 рубля ( https://sberindex.ru/ru/dashboards/median-wages ). Согласно другим данным ( https://vc.ru/finance/128505-samaya-rasprostranennaya-zarplata-v-rossii-i-naskolko-ona-nizhe-sredney-pochemu-u-70-lyudey-zarplata-nizhe-srednego-urovnya ), зарплата более указанного числа есть у примерно 30 процентов работающих. Если принять эту цифру за рубеж, при доходе ниже которого налог на бездетность не будет начисляться, то можно говорить о том, что плательщиками этого налога будут примерно 5 миллионов человек, учитывая общее количество бездетных россиян в 30 миллионов человек.

Какова средняя величина их зарплат? По данным Росстата средняя зарплата 20 процентов самых обеспеченных граждан России составляет 132 000 рублей (https://www.rbc.ru/economics/13/10/2022/63453c3d9a79470c2cdf05ca?fromtg=1 ). Я думаю, я не сильно погрешу от истины если приму среднюю зарплату 30 процентов самых обеспеченных россиян за 80 000 рублей.

Таким образом, налог на доходы  в 6 процентов, которым будут обложены 5 миллионов бездетных граждан России должен дать бюджету примерно 288 миллиардов рублей.

Несмотря на то, что анализ поверхностный, он говорит о том, что цифры сопоставимы.

Оппоненты возразят, что на поддержку семей с детьми и так тратятся бюджетные деньги. Согласно опубликованным данным правительства сумма на различные выплаты по федеральному проекту "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в 2022 году составили 704 милллиарда рублей! Однако разнообразные существующие выплаты не позволяют молодой матери уверенно рассчитывать на то, что они покроют ее базовые потребности. На мой взгляд, это связано с тем, что выплаты разделены на три категории: 1.небольшие выплаты, которые получают абсолютно все матери. Они откровенно недостаточны. 2.более значительные выплаты, которые можно получать, попав под определенные критерии - тут отсутствует уверенность в том, что такие выплаты удастся получить вообще, и что они не будут прекращены. 3.такие выплаты как материнский капитал и поддержка многодетных семей, льготная ипотека,выделение земельных участков - они имеют значение для среднего класса, но для одинокой молодой матери, воспитывающей ребенка в одиночестве и не имеющей постоянного источника дохода они зачастую совершенно бесполезны и не решают ее неотложных проблем.

Что касается издержек государства  на принуждение к выплате алиментов. По статистике службы судебных приставов, в 2022 году в их производстве находилось 1 миллион 600 тысяч вынесенных судебных решений об алиментах. Сколько стоит государству одно судебное решение?

Можно опять же приблизительно прикинуть. В 2022 году суды России вынесли 40 миллионов судебных решений. Стоимость содержания судебной системы составила 202 миллиарда рублей. Таким образом, стоимость для государства одного судебного решения составляет 5050 рублей. Стоимость же 1 миллиона 600 тысяч судебных решений по всем делам об алиментах составит 80 миллиардов 80 миллионов рублей. Стоимость же взыскания алиментов службой судебных приставов вероятно, будет иметь сопоставимую величину, не отличающуюся на порядки.

Как видим, с финансовой точки зрения проект упразднения алиментов и замены механизма поддержки детей на единую базовую выплату вполне реален. Средства на его финансирование могут быть получены как путем введения налога на бездетность, так и путем упразднения ряда существующих выплат, не доказавших свою эффективность. Существенную экономию даст и снижение затрат на принуждение к уплате алиментов.

В качестве дополнительного довода укажу, что выплата государством пенсионного пособия престарелым гражданам практикуется давно и успешно, оказывая благотворное влияние на национальную экономику, стимулируя внутренний спрос.

Разводы в состоятельных семьях

Есть еще один вопрос - состоятельные семьи, которым есть что делить. Для некоторых обеспеченных граждан пособие в 30 000 в месяц вызовет лишь усмешку. Тут я предлагаю дать зеленый свет брачным контрактам, указав в Семейном кодексе, что ряд зафиксированных в них условий будет иметь обязательную силу. Многовековой опыт человечества дал огромное разнообразие способов обеспечения имущественных прав женщин и детей. Такие обычаи, как выплата приданого или калыма вполне могут быть переосмыслены и получить одобрение государства. Возможно и введение новых механизмов. Скажем, брачный контракт может содержать своим условием совершение мужем заранее обговоренного денежного подарка жене при свадьбе и рождении ребенка,  с условием получения женой лишь процентов с подаренной денежной суммы, которая до совершеннолетия ребенка будет храниться в банке на особом счете, причем снять ее полностью не будет иметь право никто.

Выводы

Выгоды общества от упразднения института алиментов таковы:

1.Будет более надежно гарантировано право ребенка на получение необходимого уровня жизни.

2.Мужчины и женщины будут более охотно вступать в брак и заводить детей, зная что нечестность партнера не приведет к катастрофическим финансовым последствиям. Рождение ребенка станет более финансово-привлекательной жизненной стратегией, чем бездетность. Улучшится демографическая ситуация.

3.Снизится размер бюджетных средств, выделяемых на принуждение граждан к уплате алиментов. Уменьшится нагрузка на суды, поскольку резко упадет количество споров между родителями.

4.Человек в целом станет более свободным и счастливым, понимая что дети - это не тяжкий крест на всю свою жизнь, а радость.

У Хаммурапи не было выбора - имеющийся в его распоряжении примитивный административный аппарат  жестко ограничивал его в выборе средств влияния на социальные процессы. Мы же живем в эпоху цифровизации, которая позволяет с легкостью проводить в жизнь те стратегии, которые были немыслимы еще 50 лет назад.

алименты

Previous post Next post
Up