Мне кажется, общественное сознание работает не совсем так... В процессе взросления, наблюдая за окружающим, юный индивид воспринимает и ценности, и ритуалы, но и оценивает значимость различных общественных институтов. По-моему, у Льва Гумилева есть прекрасная мизансцена с ситуацией в трамвае - типичная реакция представителей различных этносов на типичную ситуацию бытовогого хамства. Но развернем ее шире - что если этот трамвай перенесся в пространстве и оказался на необитаемом острове? Как будет организована жизнь людей? Я думаю, условные англичане тут же путем голосования выберут лидера, а потом если он не справится переголосуют и выберут другого. Условные русские моментально подчинятся любому, кто с самого начала покажет твердость духа, оптимизм и жесткость по отношению к нелояльным. Условные узбеки разобьются на кланы и будут строить козни друг против друга. Это произойдет потому, что в определенных исторических ситуациях, которые произошли может быть сотни лет назад, какие-то формы социального поведения оказались выигрышными, а потом стали освящены традицией. Вот эти-то различные паттерны социального поведения и конкурируют друг с другом, проникая от нации к нации.
А тоталитаризм - это состояние нации, которое может очень эффективно ломать эти паттерны, целенаправленно но чаще как побочный эффект. И дело не в народной поддержке - да, поддержка определенного количества людей, приверженных какой-то идее необходима, это необходимое условие возникновения тоталитаризма. Дело в вихре перемен, смертей, страданий, экстремальных ситуаций которые происходят в момент слома мирной, традиционной жизни. Тоталитаризм - это прежде всего ответ общества на этот слом, это, если хотите, аналог пчелиного роя, который при угрозе улью стекается со всей лужайки в одну точку, и формирует плотно сбитый, тревожно гудящий комок.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий