Организация судебной системы

Jul 10, 2022 15:08


Несколько идей про то, как организовать судебную систему.

Проблемы судебной системы, на мой взгляд, следующие.

1.судьи не обладают независимостью - их приговоры оцениваются вышестоящими судьями в дисциплинарном порядке.

2.судьи могут  подвергаться угрозам или подкупу со стороны участников процесса, особенно если эти участники обладают влиянием и сторонниками.

3.Общая проблема - если надзор со стороны органов полиции чрезмерен, судья может быть зависим от этих органов. Если низок - то мало препятствий для того, что бы судья встал на путь коррупции.

5.Общая проблема - Судебный процесс излишне формализован и предполагает затягивание.

Предложение следующие:

1.Увеличим количество судей.

2.Органом, контролирующим решения судей сделаем коллегию присяжных заседателей.

3.Введем анонимность  судей.

4.Максимально изолируем судью от участников процесса.

5.Введем электронный документооборот, обеспечим хранение видеоматериалов. Отменим судебные заседания что бы уйти от необходимости согласовывать встречу большого количества людей.

В более  развернутом виде тезисы следующие:

1.Судебный документооборот весь в электронной форме. Здесь вроде бы все понятно, соверменная цифровизация делает все это возможным, значит - надо делать. К примеру, стандартной формой уведомления гражданина должна быть электронная повестка направляемая на «Госуслуги», и резервные протоколы для тех ситуаций, когда доступ к госуслугам невозможен.



2.Судья - любой человек, сдавший экзамен и получивший лицензию судьи. Экзамены не запредельно сложные, не сложнее современного адвокатского, в едином государственном экзаменационном центре.  Условно говоря, необходимо создать ситуацию когда судей больше чем дел, то есть существует кадровый резерв. Для отдельных категорий дел, предполагающих профессиональные знания, судьям очевидно нужны дополнительные допуски.

3.Судья проводит заседание по своему месту жительства. Заседания проводятся исключительно по видеосвязи через специальную программу. Общение с фигурантами дела строго уголовно наказуемо. Фигуранты дела не будут видеть лица судьи -  он будет маске и использовать модулятор голоса. Само заседание принимает форму личных переговоров судьи с участниками процесса. Для выполнения запросов судьи существует служба судебных следователей.

4. Фамилию судьи публика узнает только после вступления приговора в законную силу. При оглашении решения по приговору судья снимает маску и отключает модулятор голоса.

5.Судья получает дело рандомно, ни в коем случае не из своего родного города или из других потенциальных географических точек интересов. Процесс распределения дел устроен максимально прозрачно. Как я вижу - некая электронная система с открытым исходным кодом, параллельно вычисляемым на мощностях нескольких политических партий и общественных организаций.

6.Все переговоры судьи по личным каналам связи в период работы по делу по умолчанию записываются. Специальное подразделение ФСБ по умолчанию имеет право установить слежку за судьей без получения каких-либо разрешений. Оно же уполномочено расследовать уголовные дела в отношении судей.

7.Судья получает оплату за разрешенное дело в зависимости от затраченного личного времени и категории сложности дела. Отмена приговора судьи в ходе повторного судебного разбирательства не ведет к каким-либо дисциплинарным мерам в отношении судьи.

9.Для того что бы заниматься отдельными сложными или отраслевыми категориями дел судья должен получить допуски, сдав дополнительные экзамены.

8.Распределения судей по категориям, предполагающим повышенную оплату происходит на основе: 1.количества рассмотренных дел - стажа 2.полученных допусков 3.наличия вынесенных в отношении судьи приговоров жюри присяжных.

9. По завершению судебного процесса материалы дела должны быть опубликованы. Любой человек может подать в суд на судью, вынесшего приговор, по его мнению противоречащий закону, или необоснованно отказавшего в возбуждении уголовного дела . В случае, если присяжные оправдают судью, заявитель должен оплатить штраф в размере 1\5 принадлежащего ему имущества, и лишается права обжаловать решения судей в течении 10 лет. Решение по постоянному или временному отстранению судьи, вынесению ему предупреждения принимает коллегия присяжных заседателей. Уголовной или гражданской ответственности за нарушения закона, допущенные в  приговорах судья не подлежит.

10. Введем институт частного обвинения по уголовным делам. Если правоохранительные органы отказались возбуждать уголовное дело, то гражданин имеет право самостоятельно предоставить имеющиеся у него доказательства совершения преступления в суд. Если судья примет решение о возбуждении уголовного дела, то он при наличии основания сомневаться в беспристрастности местных правоохранительных органов, имеет право самостоятельно определить правоохранительный орган, который будет расследовать уголовное дело. Если у гражданина есть основания подозревать правоохранительные органы в преступной деятельности, то он может подать заявление о совершении преступления непосредственно в суд.

Previous post Next post
Up