Небольшой оффтоп про систему образования в России.

Nov 11, 2021 22:39





Итак, идеальная структура образования, как я ее вижу.

Верхняя ступень - университеты.

Деятельность - научные исследования, обучение научных работников.

Форма собственности - товарищество, в которое входят все ученые и студенты. Все решения принимаются голосованием, вес голоса зависит от научного статуса.

Обучение - бесплатное, прием по правилам университета. Программы обучения утверждаются университетом.

Финансирование - государственное отраслевое, корпоративное, частное, межгосударственных фондов. Объем финансирования определяется результатами научной деятельности и не привязан к числу студентов. Строго говоря, их может не быть вовсе. Студенты могут быть приняты с любым образованием.

Вообще, университет видится как свободное объединение ученых для занятия наукой. Обучение студентов видится как штучное, либо из выпускников училищ, либо из выпускников старших школ в случае если университет понимает, что программы училищ его  не удовлетворяют и он знает как лучше.

Образование новых университетов - по инициативе свободного коллектива ученых, возглавляемого доктором наук. Собственно, это может быть как монстр с кучей недвижимости, студентов, профессоров,  так и объединение нескольких ученых, не имеющих никаких материальных средств и собственной площадки.

Присвоение научных степеней следует также передать в ведение университетов. Таким образом, научная репутация обладателей ученых степеней кандидатов и докторов наук будет полностью  и исключительно связана с репутацией университетов, которые присвоили им эти степени. Лишить степени сможет только тот университет, который эту степень выдал.

Функцией государства в управлении наукой останется лишь выдача грантов выбранным университетам - на общие расходы либо на какие-либо исследования. Причем выдачу грантов стоит возложить не на отдельное министерство или агенство (науки, образования), а распылить между отраслевыми министерствами, которые будут вольны для решения интересующих их проблем как выделять гранты существующим университетам, так и основывать собственные училища и НИИ. Расходы же на «фундаментальную» науку должны выделяться министерством финансов по рекомендации авторитетнейших университетов.

Вторая ступень - училища.

Готовят квалифицированных специалистов - врачей, инженеров, педагогов и т.д. Также осуществляют подготовку по рабочим специальностям. Форма собственности - государственная отраслевая или частная корпоративная.

Стандарты обучения - задаются стандартами отрасли или решением владельца.

Обучение - платное. Для учащегося есть следующие варианты оплаты:

1.самостоятельная оплата;

2.контракт с работодателем с обязательством отработать определенное время;



3.реализация государственного гранта на обучение.  Грант можно получить либо за прохождение срочной службы в армии, либо при получении государственной награды.  Размер гранта варьируется в зависимости от той программы, на которую абитуриент сдал вступительные испытания ;

4.банковский кредит на длительный срок;

5. оплата спонсорами - родителями, иными лицам.

Вступительные испытания - по внутренним требованиям института.

Выпускные испытания - по общегосударственным стандартам в государственных сертифицирующих центрах, в анонимной форме. В случае, если студент провалит ЕГЭ, или будет отчислен за неуспеваемость, институт возвращает полученные за его обучение деньги.

Третья ступень - старшая школа.

Добровольная, с 15 до 17 лет.  Готовят детей для поступления в институты и университеты по определенным направлениям. Форма собственности - университетская, институтская, частная. Плата за обучение - государственные гранты за каждого учащегося +бонусы от университетов и институтов в случае успешного поступления. Для обучающихся обучение бесплатное. Вступительные экзамены - по результатам ЕГЭ.

Четвертая ступень - младшая школа.

Общеобязательное государственное образование. Школы принадлежат государству и финансируются за его счет. Стандарты образования формируются самой школой по решению директора. Фонд оплаты учителей зависит от степени успешности сдачи ЕГЭ. Прием учеников - по территориальному принципу.

Так же существуют специализированные частные школы, существующие за счет платы учащихся а также  университетских и институтских грантов для особо одаренных учеников.

На выходе ученик проходит экзамен в формате ЕГЭ, по общему стандарту как для частных так и для государственных школ.

Формат государственных единых экзаменов

должен отличаться от существующего, где преобладают тестовые задания. Я вижу его так - испытуемый приходит в специальное здание с отдельными кабинками. В пустой комнате компьютер, через который он связывается с рандомным экзаменатором - преподавателем из другого региона России, также находящимся в аналогичной комнате. Ведется видеозапись с нескольких стационарных камер.  Знания оцениваются формате беседы. В случае необходимости решения письменных задач испытуемый решает их на грифельной доске. Возможно, приносит какие-то свои работы - макеты, графику и т.п. Видеоматериал испытаний публичен и служит основанием для аппеляций или контроля экзаменатора со стороны надзорных инстанций или суда. Заявления третьих лиц об оспаривании результатов испытания подаются при условии оплаты существенной пошлины. Также публичен и стандарт испытаний, содержащий объемы требований к испытуемому. При провале возможно несколько повторных сдач.

В роли экзаменаторов должны использоваться преподаватели учебных, привлекаемые экзаменационными центрами на возмездной основе, по единой ставке. ситуации, когда деятельность по приему экзаменов будет их основной профессией следует всячески избегать.

Сфера деятельности министерства образования.

очевидно, что при такой системе  министерство образования должно сконцентрироваться на следующих задачах:

1.создание и коррекция профессиональных стандартов для присвоения государственной профессиональной квалификации - «дворник», «водитель», «учитель», «инженер», «врач»;

2.обеспечение деятельности экзаменационных центров.

Всякое прямое вмешательство министерства образования в деятельность непосредственно учебных заведений следует исключить.

Даже деятельность младшей школы, которую на организационном уровне стоит осуществлять централизованно, не отдавая на откуп регионам, следует подчинить особому федеральному агенству, не обладающему правом коррекции программ обучения. Единственным правом агенства будет замена директоров в случае неудовлетворительных результатов сдачи ЕГЭ школьниками или неподобающего поведения.

реформа образования

Previous post Next post
Up