ну, может, и не за столетний рубеж, а вообще, конечно, заповедью "диссертации пишутся о покойниках" напрасно пренебрегли. Вся эта практика "утром в куплете - вечером в диссовете" до добра не доведет.
Но мысль, что «Мѣднаго всадника» можно написать изъ желанiя отвлечь пролетарiевъ отъ революцiонной борьбы или что онъ объективно зоветъ пролетарiевъ къ революцiонной борьбѣ (а именно такъ нужно воспринимать тезисъ «литература - одна изъ соцiальныхъ практикъ»),
Ужель сей тезис следует понимать столь вульгарно? Впрочем, фраза "текст - на вершине холма и продувается всеми ветрами" до такой степени хороша, что лично я готов смириться со всеми предыдущими упрощениями.
Мне кажется, Вы доводите эту мысль до противоположного конца) Тезис "литература - это социальная практика" и тезис "литература - это социальная пропаганда" - это два совершенно разных тезиса.
Нѣтъ, я включилъ все. Когда Пушкинъ сознательно отвлекаетъ пролетарiевъ отъ борьбы за свои права, это соцiальная пропаганда, а когда его «Всадникъ» объективно призываетъ ихъ къ оной борьбѣ, это соцiальная практика.
Термины «классикъ» и «романтикъ» мнѣ кажутся плодотворными только въ одномъ отношенiи: когда мы смотримъ, какъ самоопредѣленiе въ этихъ рамкахъ влiяетъ на литературное дѣло. Намъ ими пользоваться отъ себя и вкладывать въ нихъ смыслы свыше указаннаго не пристало. Какое бы то ни было вниманiе къ футуристамъ не могу воспринимать иначе, чѣмъ хулиганство. Если не получается безъ нихъ что-то понять въ раннемъ - ну что жъ, тѣмъ хуже для… Я бы самъ свою мысль ограничилъ: пока не создадимъ нормальнаго средняго образованiя и пока не вырастимъ нормальную филологiю. Для знатоковъ Тиртея и Тассо Приговъ не опасенъ, если они захотятъ, конечно, имъ заниматься…
Можетъ быть… У меня нѣтъ вкуса ни къ фоникѣ, ни къ метрикѣ - при томъ что я не стану, разумѣется, отрицать ихъ значимость. Просто я на мѣстѣ академической филологiи допустилъ бы всѣ ея недосмотры и не чувствовалъ бы угрызенiй совѣсти: предметъ моего изслѣдованiя и такъ достаточно интересенъ и требуетъ (точнѣе, требовалъ) массы силъ…
"Марксизм не догма но руководство к действию". Тут другое интереснее - откуда, ну откуда у неглупых вроде бы людей эта противоестественная страсть? Ведь до сих пор карлой умиляются.
Я не согласна с Вашей оценкой подхода А.И. Зайцева (он был руководителем моего диплома, но, конечно, я бы и к ремням его обуви не подступилась). Он как раз разбирался в огромном количестве информации - по тому же Гомеру существует ее невообразимый объем, взять хотя бы хеттские архивы, о прочтении которых он успел узнать.
Невообразимый объемъ интерпретацiй - да. Но собственно объемъ информацiи о гомеровской эпохѣ и релевантныя для пониманiя Гомера свѣдѣнiя изъ болѣе раннихъ источниковъ, будучи представлены въ видѣ текста, много мѣста не займутъ. Для вергилiя такой информацiи несравненно больше (въ частности, весь Гомеръ и многое изъ гомеровской проблематики туда входитъ).
Comments 24
Reply
Reply
Ужель сей тезис следует понимать столь вульгарно?
Впрочем, фраза "текст - на вершине холма и продувается всеми ветрами" до такой степени хороша, что лично я готов смириться со всеми предыдущими упрощениями.
Reply
Reply
Тезис "литература - это социальная практика" и тезис "литература - это социальная пропаганда" - это два совершенно разных тезиса.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Какое бы то ни было вниманiе къ футуристамъ не могу воспринимать иначе, чѣмъ хулиганство. Если не получается безъ нихъ что-то понять въ раннемъ - ну что жъ, тѣмъ хуже для…
Я бы самъ свою мысль ограничилъ: пока не создадимъ нормальнаго средняго образованiя и пока не вырастимъ нормальную филологiю. Для знатоковъ Тиртея и Тассо Приговъ не опасенъ, если они захотятъ, конечно, имъ заниматься…
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Тут другое интереснее - откуда, ну откуда у неглупых вроде бы людей эта противоестественная страсть? Ведь до сих пор карлой умиляются.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment