Я думаю, штука в том, что производительность поднялась очень сильно. Например, в Германии в сельском хозяйстве занято 2% всех занятых, и она чистый экспортер продовольствия; в промышленности - 23%, и она опять же чистый экспортер промышленных товаров. В результате население может позволить государству отнять половину и поделить ее кое-как. Конечно, без особого удовольствия, но все же. А государству только дай что-нибудь поделить, ведь прилипает что-то, ну хоть не взятки, так жалованье и возможность покрасоваться с ножницами у ленточки. То, что в прессе постоянно обсуждают вопрос как потратить побольше, чтобы выйти из кризиса (вместо того, чтобы произвести побольше и забыть о нем) - это забавный вывих сознания, потому что почти все модели циклических колебаний надстроены на модель роста (это распространилось в 1980-е годы; до этого обычно рост и циклы рассматривали как две несвязанные темы, хотя исключения были), и с точки зрения благосостояния циклические колебания - мелочь на фоне эффекта роста производительности
( ... )
Я бы цифры скорректировалъ, поскольку считать нужно не весь продуктъ, а конечный, и не только людей въ с. х., но и работающихъ на с. х. - машиностроенiе (два уровня), топливо, бiологiя, информатика и пр. Обслужить старое с. х. проще. Но ростъ будетъ все равно громаднымъ. - То есть Вы считаете, что это легкое недомоганiе, а не функцiональное разстройство?
Начну с конца. Да, Запад болен. Да, он не вечен, как не вечен и Восток - все, что имеет начало, имеет и конец. Считай хоть по Данилевскому, хоть по Шпенглеру - много чего недосчитаешься. Но если человек "внезапно смертен", то культуры умирают медленно, есть время оглянуться и подвести итог. И вот тут наши, русские, дела куда хуже европейских. Там-то все закончилось, но что начиналось у нас?
Ну, хорошо, прибавилась энергiя (иногда - большой выходъ при маломъ трудѣ, но съ Чернобылемъ и сибирской нефтью и это не такъ). А какъ еще возникаетъ богатство?
Мне кажется, здесь надо оговорить определённые важные моменты, которые могут показаться очевидными, но де-факто очевидны не всем. Например, тот, что Запад уже давно перестал быть Западом, так же, как условная Япония перестала быть "Востоком". Вероятно, современная Англия больше похоже на Англию 1800-го года, чем современная Япония на Японию того же времени, но всё равно различия так велики, что на их фоне нынешние Лондон и Токио практически неразличимы. В этом же контексте следует понимать, что современная демократия, социализм и массовое образование существуют в Европе не потому, что таковы европейские традиции, а потому, что экономика не оставляет ей выбора; и даже если южные корейцы решат, что их корейским традициям всё это враждебно, они всё равно от заморской блажи не откажутся, потому что не захотят быть беднее европейцев. Так что болен не западный мир, а мир вообще: господствующая экономическая модель приводит к тем последствиям, которые мы наблюдаем, планово-социалистическая к ещё худшим, а такой, которая была бы ориентирована
( ... )
Comments 34
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment