Нѣсколько вялая
дискуссiя объ университетахъ въ дневникѣ лжеюзера
ivanov-petrov. Понятно, что въ форматѣ отвѣта сформулировать мысль не получится, тѣмъ паче что и мысли пока нѣтъ.
Противопоставленiе казеннаго и частнаго/общественнаго оказывается неожиданно сложнымъ. Именно потому, что должно разсматриваться въ двухъ плоскостяхъ. Напр., когда рѣчь идетъ объ
МФТИ, можно ли считать, что это частная (общественная) иницiатива, несмотря на государственный характеръ вуза? Полагаю, что нѣтъ, потому что заказчикъ кадровъ - ВПК.
Для проясненiя мысли сформулируемъ полюса. На одномъ - небольшое учебное заведенiе для любопытной молодежи, открытое частнымъ лицомъ и не орiентированное на непосредственныя потребности государства (напр., если я заведу филологическую школу для любителей поэзiи XVIII в. и приглашу спецiалистовъ читать курсы). На другомъ - школа, открытая по иницiативѣ государственнаго функцiонера для нуждъ его вѣдомства (школа рабочихъ-металлурговъ или инженерный вузъ). Признакъ общественной пользы не работаетъ, поскольку общественно полезно любое качественное образованiе; филологiя не меньше, чѣмъ инженерное дѣло. Пути распространенiя пользы разные - прямые или косвенные, но это роли не играетъ.
Но и въ казенномъ учебномъ заведенiи можно прекрасно удовлетворять любопытство, не думая о казенныхъ нуждахъ (что, собственно, я въ свое время и дѣлалъ).
Второе противопоставленiе: любопытство и карьера. Въ томъ обсужденiи оно
оказалось для меня значимымъ; а между тѣмъ и то, и другое относится къ частно-общественной сферѣ; «огосударствливается» карьеризмъ тогда, когда есть желанiе добиться жизненнаго успеха на поприщѣ государевой службы - это уже выходитъ за рамки образовательной проблематики.
А можно ли, напримѣръ, по критерiю «любопытства» противопоставлять Англiю и Францiю? Ихъ образовательныя системы противоположны; ничего похожаго на public schools - костяка англiйскаго воспитанiя - во Францiи нѣтъ, и доминированiе государства безраздѣльно. Но разница въ количествѣ и качествѣ интеллектуальнаго продукта, если она и есть, много ниже разницы между типами образованiя.
Можно было бы разсмотрѣть случай школы-гимназiи № 610, но буквъ много и безъ того.
Предварительный выводъ: взаимоотношенiе частнаго, общественнаго и казеннаго въ образовательной системѣ - результатъ историческаго развитiя, имѣющiй лишь косвенное и не слишкомъ значительное влiянiе на собственно образовательную систему.