Очень интересно, читается как детектив с продолжением. Вот удивительно: история в основном рассматривается под двумя углами - со времен Гегеля как детерминированная законами развития и как у Боссюэ - Божественная, т. е. непознаваемая, предопределенность. И где больше свободы воли? Кажется, что у консерватора Боссюэ.
- кто теперь будет вкладывать в историю всерьёз христианское содержание, кто будет усматривать в ней воплощение Божественного замысла?
Так-то христианство невозможно без какого-то религиозного осмысления истории. Но больно уж велико искушение начать смешивать в этом деле историю с текущими политическими задачами. В стиле "два убо Рима падоша, третий же стоит, а четвертому не быти". Чем, собственно, занят и Боссюэ, только у него видимо Париж вместо Рима.
Охлаждённое и отстранённое восприятие истории в этом смысле даёт более надёжные результаты.
Comments 2
Reply
Так-то христианство невозможно без какого-то религиозного осмысления истории. Но больно уж велико искушение начать смешивать в этом деле историю с текущими политическими задачами. В стиле "два убо Рима падоша, третий же стоит, а четвертому не быти". Чем, собственно, занят и Боссюэ, только у него видимо Париж вместо Рима.
Охлаждённое и отстранённое восприятие истории в этом смысле даёт более надёжные результаты.
Reply
Leave a comment