1. Честно говоря, иногда мои хейтеры раздражаютъ, и я разокъ дамъ себѣ право этого не скрывать. Ну ладно, мнѣ приписываются мысли Галіани - коварный Ивановъ-Петровъ далъ ссылку на источникъ реплики, но умолчалъ о ея авторѣ, и попасться на эту удочку было весьма просто и соблазнительно. Я вѣдь даже не выразилъ отношенія къ этимъ словамъ неаполитанца, сказалъ только, что они меня «задѣли» (что совершенно не тождественно согласію). Но если берешься меня поправлять и утверждаешь, что общественныя бани появились въ Римѣ только въ эпоху Имперіи, можно было бы заглянуть, напр., въ Цицерона (
хотя бы въ рѣчь за Руфа, XXV, 61 слл. - рекомендую, очень забавный эпизодъ).
2. У Баратынскаго есть очень мудрое стихотвореніе «Смерть дщерью тьмы не назову я». Тамъ утверждается, что равенство и справедливость возможны только въ смерти. Это, въ общемъ-то, достаточно очевидно. Но по этому поводу вспомнился какой-то лѣвый блоггеръ, который, кажется, утонулъ; онъ все переживалъ, что мы не свободны, что мы рабы того, сего; въ этой логикѣ освободить человѣка отъ рабства у вещей (въ соціализмѣ было спеціальное слово «вещизмъ») значитъ обобществить его имущество, освободить отъ рабства у сексуальныхъ вожделѣній - кастрировать, отъ рабства у семьи и друзей - перебить ихъ, и т. д. Но тогда полная свобода достигается только въ смерти, какъ и полная справедливость. И мы приходимъ къ выводу, что въ самой жизни на фундаментальномъ уровнѣ заложены несправедливость и рабство. Разумѣется, упоминать этого блоггера рядомъ съ Баратынскимъ - не то, что мнѣ хотѣлось бы дѣлать, но прошу позволенія досужимъ мыслямъ Кифы Мокіевича расти въ томъ числѣ изъ всякаго сора.