Какие "эти люди"? Автор во первЫх строках своего поста пишет отчётливо въ какомъ-то смыслѣ всѣ мы совѣтскіе люди,: очевидно же, что советский человек, даже и очерченный возрастными 45-75, не поддаётся однозначной категоризации (и залихватскому пренебрежению).
Но Вы то - кто? Когда Вы говорите "эти люди" - Вы отделяете себя от этих людей. Речь идёт не о Вашем отношении к Богу (или к Достоевскому), а - к "этим людям". Поручик Ржевский, когда он залихватски именует себя виконтом де Бражелоном (в известном советском анекдоте) - наш, советский человек.
> Наконецъ, какъ христіанинъ я могу найти смыслъ и внѣ зависимости отъ общества
Ну так, в этом же все дело. Если человек неспособен найти смысл вне зависимости от общества, и ему по этой причине плохо - что тут скажешь. Бачили очі, що купували- тепер їжте, хоч повилазьте. Никто за него эту внутреннюю работу по обретению смысла не сделает.
Смысл, который лично мне предлагало советское общество (никаким христианином я тогда, разумеется, не был, я и Библию первый раз прочитал в двадцать четыре года), состоял в том, чтобы заниматься наукой на благо человечества. Смысл этот меня тогда вполне устраивал, и условия для этих занятий были (как мне тогда казалось, потому что сравнивать было не с чем) замечательные.
Пожалуй, на Вашу реплику мнѣ труднѣе всего отвѣтить - изъ-за несовпаденія опыта (общаго только то, что къ моменту окончанія университета и совпавшаго съ нимъ хронологически краха СССР я не былъ христіаниномъ). Я не помню ни дня въ сознательной жизни, когда я хотѣлъ бы строить коммунизмъ (этой иллюзіи лишенъ изначально), а въ гуманитарныхъ наукахъ что у насъ царило… Я готовился жить въ соотвѣтствіи съ эпикурейской философіей - какъ можно болѣе незамѣтно. Отчасти эти вкусы у меня сохранились.
На втором курсе я очень увлекся философией (естественно, диалектическим материализмом, о существовании другой я и не подозревал). У нас была такая философиня с человеческим лицом, рассказывала про Берталанфи, теорию систем и прочие вещи на грани тогдашней ортодоксии. И увлекся я настолько, что всерьез собирался переводиться на философский факультет. Спас меня друг (он до сих пор мой друг, и мы вместе работаем), который сказал: ты что, думаешь, будешь заниматься пространством, временем, жизнью и смертью? Ты будешь заниматься пространством и временем в свете решений сентябрьского пленума ЦК КПСС. Я внял голосу разума.
Я тоже размышлял над этой жертвой. Во имя чего она была? Ответ можно найти, сравнив население двух Россий - дореволюционной и постсоветской. И первое, что бросается в глаза условному антропологу, это превращение страны с 95% крестьянского населения в страну с 85% городского населения всего за 100 лет. 5% населения той России могли считать себя принадлежащими к европейской цивилизации и прлгрессу только заставляя забывать себя об остальных 95%, навеки застрявших в средневековье. Но на деле эта крестьянская Россия была колонией тех 5%, питая и снабжая их участие в мировом прогрессе, и это было абсолютно несправедливо, и абсолютно бесперспективно. Жертвы, понесенные за минувшие сто лет, позволили нам стать единым народом, полностью вовлеченным в мировую цивилизацию, и плоды этого нам еще только предстоит увидеть.
Нет, не путаю. Это те же самые люди, и их образ жизни и психология после революции не слишком изменились. А вы как думаете - в момент выстрела "Авроры" все крестьяне куда-то исчезли, и их место волшебным образом заняли позднесоветские колхозники?
Не могу согласиться. Урбанизация так или иначе прошла бы - да и крестьянское население в два последних десятилетия РИ стало активно приобщаться к благам европейской цивилизации. О непрерывной нити в социальной ткани я написал здесь.
Охъ... Если бы я зналъ. Потому-то и говорю: мнѣ отвѣтъ легокъ, до 1991 г. я могъ дожить ради двухъ десятковъ стихотвореній, но это совсѣмъ не общая ситуація. Единственное - мнѣ отвѣтъ видится въ области частной жизни, выращиванія хорошихъ дѣтей, помощи окружающимъ, и только уже отсюда - вытягиваніе perpetuum filum для возрожденія.
Comments 55
"Если Бога нет, то какой же я штабс-капитан?" - именно так эти люди и рассуждали и рассуждают.
Reply
Reply
Reply
Речь идёт не о Вашем отношении к Богу (или к Достоевскому), а - к "этим людям".
Поручик Ржевский, когда он залихватски именует себя виконтом де Бражелоном (в известном советском анекдоте) - наш, советский человек.
Reply
Ну так, в этом же все дело. Если человек неспособен найти смысл вне зависимости от общества, и ему по этой причине плохо - что тут скажешь. Бачили очі, що купували- тепер їжте, хоч повилазьте. Никто за него эту внутреннюю работу по обретению смысла не сделает.
Смысл, который лично мне предлагало советское общество (никаким христианином я тогда, разумеется, не был, я и Библию первый раз прочитал в двадцать четыре года), состоял в том, чтобы заниматься наукой на благо человечества. Смысл этот меня тогда вполне устраивал, и условия для этих занятий были (как мне тогда казалось, потому что сравнивать было не с чем) замечательные.
Reply
Reply
На втором курсе я очень увлекся философией (естественно, диалектическим материализмом, о существовании другой я и не подозревал). У нас была такая философиня с человеческим лицом, рассказывала про Берталанфи, теорию систем и прочие вещи на грани тогдашней ортодоксии. И увлекся я настолько, что всерьез собирался переводиться на философский факультет. Спас меня друг (он до сих пор мой друг, и мы вместе работаем), который сказал: ты что, думаешь, будешь заниматься пространством, временем, жизнью и смертью? Ты будешь заниматься пространством и временем в свете решений сентябрьского пленума ЦК КПСС. Я внял голосу разума.
Reply
Reply
Я тоже размышлял над этой жертвой. Во имя чего она была? Ответ можно найти, сравнив население двух Россий - дореволюционной и постсоветской. И первое, что бросается в глаза условному антропологу, это превращение страны с 95% крестьянского населения в страну с 85% городского населения всего за 100 лет.
5% населения той России могли считать себя принадлежащими к европейской цивилизации и прлгрессу только заставляя забывать себя об остальных 95%, навеки застрявших в средневековье. Но на деле эта крестьянская Россия была колонией тех 5%, питая и снабжая их участие в мировом прогрессе, и это было абсолютно несправедливо, и абсолютно бесперспективно.
Жертвы, понесенные за минувшие сто лет, позволили нам стать единым народом, полностью вовлеченным в мировую цивилизацию, и плоды этого нам еще только предстоит увидеть.
Reply
Reply
Reply
да и крестьянское население в два последних десятилетия РИ стало активно
приобщаться к благам европейской цивилизации. О непрерывной нити в социальной ткани я
написал здесь.
Reply
( ... )
Reply
ну и как ты отвечаешь на этот вопрос?
Reply
Reply
Leave a comment