О поверхностныхъ статьяхъ

Feb 11, 2018 08:40

Вотъ, прочелъ эту статью (на мой взглядъ, весьма поверхностную) и задумался: а что же такое совѣтскій человѣкъ?
Read more... )

соціологическій опросъ, реакціонное

Leave a comment

Comments 88

dannallar February 11 2018, 05:48:30 UTC
" родившихся во второй половинѣ 10-х ​гг​. XIX в" - мне кажется, что здесь все-таки опечатка и речь идет о второй половине 10-х годов XX века?

Reply

Спасибо philtrius February 11 2018, 05:50:01 UTC
Да, конечно. Исправляю.

Reply

dannallar February 11 2018, 05:56:34 UTC
Извините, скверная привычка торопиться с комментарием :(
По сути вопроса, на мой взгляд, для советского человека характерны: идеологическая индоктринированность, склонность к мистицизму самого скверного пошиба, низкая самооценка, низкая мотивация к самообразованию и саморазвитию, агрессивность, низкая самооценка.

Reply

khebeb February 11 2018, 06:06:49 UTC
идеологическая индоктринированность - но ведь не было ее. Напр., все советские люди, от бомжа до члена ПБ, прекрасно знали, что телевизор врет. Сейчас же совсем иная картина

Reply


le_trouver February 11 2018, 05:48:43 UTC
советский человек падок на разные социальные мифы, на космогонию-эсхатологию.

он не только верит в светлое будущее, он с пеной у рта защищает свое светлое прошлое: золотой век большевизма, где молочныя реки текли в кисельных берегах, пока не пришёл Горбатсчш и не порушил (а ЦК КПСС, видимо, было под гипнозом) все эти великия и не менее прекрасныя завоевания Октября и Мая.. советский человек не может признаться, что жил в обществе-говне. Это признание лишит его всякой личностной опоры. Он рухнет без этой подпорки.

Reply

philtrius February 11 2018, 05:52:03 UTC
Да, это важно. Нужно смотрѣть, какъ выстраиваются ​миѳологическія​ конструкціи, чтобы вернуть утраченный смыслъ жизни.

Reply

noname_rambler February 11 2018, 06:25:51 UTC
А вот это как раз не важно. Не имеет практического смысла это знание - сколько десятилетий идёт у нас разрушение сталинского мифа? А он только крепчает со временем. Тогда как ленинский миф куда-то испарился ещё в советское время.
Скорее даже наоборот это действует - где сейчас русские националисты, которые ставили во главу угла своей идеологии именно деконструкцию советского мифа?
Негодящий миф можно только выбить другим мифом, годным. Одного осознания негодности - мало.

Reply

gallago February 11 2018, 07:50:15 UTC
=сколько десятилетий идёт у нас разрушение сталинского мифа?= сталинский миф разрушают либералы, то есть те, кто по определению не имеет отношения к национальному дискурсу, вообще вне его.

А власть очень ловко (надо признать) подсовывает массам один единственный вариант выбора: или либерал-сторонник западных харрасментов или совецкий традиционалист.
А дискурс =русский-совецкий= -- за скобками.

Да еще и культ победы -- так что одной рукой разрушается культ Сталина, и другой рукой созидается

Reply


noname_rambler February 11 2018, 06:18:00 UTC
А не такая уж она и поверхностная... Если резюмировать, то суть происходящего схвачена верно - Россию с её постсоветским комплексом назначили на роль плохого парня, оттеняющего потускневшие было ценности Запада. Ну а кого ещё? Иран слишком маленький, Китай слишком большой, да и далеко - в смысле расстояний на карте Культуры.
Печально конечно, но нам не привыкать, "не жили хорошо и ...":)
Какая самая характерная деталь постсоветского человека? Возможно "Четвёртый сон Веры Павловны" - где-то глубоко на заднике сознания... Отсюда, "с остервенением, достойным лучшего применения" - строительство виртуальных миров. То есть к ситуации постмодерна, где "можно всё, но понарошку", постсоветский человек приспособился по своему - выгораживает себе уютный ментальный угол, занимаясь там реконструкциями. Чего? Да чего угодно, в принципе - неважно... Важно, что о путях практической реализации своих фантазий он мало задумывается.

Reply

philtrius February 12 2018, 08:02:40 UTC
Да, я вѣдь тоже ​тѣмъ​ же занимаюсь. Только въ другомъ мѣстѣ уголъ выгораживаю. Я бы принялъ эту черту въ такой формулировкѣ, какъ бѣгство отъ реальности. Бѣгутъ ​всѣ​, но другіе могутъ обходиться съ ней иначе, а совѣтскій человѣкъ не можетъ.

Reply

noname_rambler February 12 2018, 08:45:56 UTC
Возможно да... Возможно другое отношение к реальности у советского человека. Но это уже слишком глубоко, здесь я пасую:)

Reply


gallago February 11 2018, 06:23:22 UTC
у советского человека нет брезгливости к "основателям" -- Ленину, Сталину и их пособникам. Могут отвергать одного, но непременно почитать другого. Или хотя бы, если не почитать, то быть терпимы: "все таки много сделал".

Мне кажется,что брезгливость (именно брезгливость, ненависть может быть даже и у советских как форма обиды, что обманул, не оправдал надежд) ко всему этому КРАСНОМУ -- признак несоветского человека.

И еще советский человек не видит в исторической России своих настоящих корней, он может ею даже любоваться, но как , допустим, Парижем - - красиво, но чужое

Reply

enzel February 11 2018, 07:09:02 UTC
"И еще советский человек не видит в исторической России своих настоящих корней..."

Именно это - самое главное. Советского человека неверно трактовать лишь идеологически (культурно-антропологически), он должен трактоваться в первую очередь генеалогически, как и совок в целом, т.е. та социокультурная тотальность, в которой он существует, которая для него своя и "наша". Советский человек и совок это отсутствие живой генеалогической связи с Россией, это жизнь после разрыва с ней и забвения/лжи о ней, т.е. после красного рва, отделившего его от России. Все "надстроечное" - производно от этого фундаментального фактора.

Reply

gallago February 11 2018, 07:21:12 UTC
вдимо, да, еще и смешение

Reply

bettybarklay February 12 2018, 06:13:11 UTC
Совершенно верно!
Добавлю, что исторические корни эти обрубаются каждым поколением, отрицающим факты истории и не желающим себя отождествлять с не приглядной для новых поколений частью прошлого.
200-300 лет истории России - это трудно вмещающийся в восприятие обыденным советским сознанием период, и люди в большинстве желают видеть только часть - советскую или досоветскую, ностальгируя о "прекрасном" прошлом, существующем только в воображении.

Reply


Ну, вот как-то так, примерно... scholarpunk February 11 2018, 06:46:26 UTC

... )

Reply

Re: Ну, вот как-то так, примерно... philtrius February 12 2018, 08:04:02 UTC
Хорошая картинка!

Reply


Leave a comment

Up