Извините, скверная привычка торопиться с комментарием :( По сути вопроса, на мой взгляд, для советского человека характерны: идеологическая индоктринированность, склонность к мистицизму самого скверного пошиба, низкая самооценка, низкая мотивация к самообразованию и саморазвитию, агрессивность, низкая самооценка.
идеологическая индоктринированность - но ведь не было ее. Напр., все советские люди, от бомжа до члена ПБ, прекрасно знали, что телевизор врет. Сейчас же совсем иная картина
советский человек падок на разные социальные мифы, на космогонию-эсхатологию.
он не только верит в светлое будущее, он с пеной у рта защищает свое светлое прошлое: золотой век большевизма, где молочныя реки текли в кисельных берегах, пока не пришёл Горбатсчш и не порушил (а ЦК КПСС, видимо, было под гипнозом) все эти великия и не менее прекрасныя завоевания Октября и Мая.. советский человек не может признаться, что жил в обществе-говне. Это признание лишит его всякой личностной опоры. Он рухнет без этой подпорки.
А вот это как раз не важно. Не имеет практического смысла это знание - сколько десятилетий идёт у нас разрушение сталинского мифа? А он только крепчает со временем. Тогда как ленинский миф куда-то испарился ещё в советское время. Скорее даже наоборот это действует - где сейчас русские националисты, которые ставили во главу угла своей идеологии именно деконструкцию советского мифа? Негодящий миф можно только выбить другим мифом, годным. Одного осознания негодности - мало.
=сколько десятилетий идёт у нас разрушение сталинского мифа?= сталинский миф разрушают либералы, то есть те, кто по определению не имеет отношения к национальному дискурсу, вообще вне его.
А власть очень ловко (надо признать) подсовывает массам один единственный вариант выбора: или либерал-сторонник западных харрасментов или совецкий традиционалист. А дискурс =русский-совецкий= -- за скобками.
Да еще и культ победы -- так что одной рукой разрушается культ Сталина, и другой рукой созидается
А не такая уж она и поверхностная... Если резюмировать, то суть происходящего схвачена верно - Россию с её постсоветским комплексом назначили на роль плохого парня, оттеняющего потускневшие было ценности Запада. Ну а кого ещё? Иран слишком маленький, Китай слишком большой, да и далеко - в смысле расстояний на карте Культуры. Печально конечно, но нам не привыкать, "не жили хорошо и ...":) Какая самая характерная деталь постсоветского человека? Возможно "Четвёртый сон Веры Павловны" - где-то глубоко на заднике сознания... Отсюда, "с остервенением, достойным лучшего применения" - строительство виртуальных миров. То есть к ситуации постмодерна, где "можно всё, но понарошку", постсоветский человек приспособился по своему - выгораживает себе уютный ментальный угол, занимаясь там реконструкциями. Чего? Да чего угодно, в принципе - неважно... Важно, что о путях практической реализации своих фантазий он мало задумывается.
Да, я вѣдь тоже тѣмъ же занимаюсь. Только въ другомъ мѣстѣ уголъ выгораживаю. Я бы принялъ эту черту въ такой формулировкѣ, какъ бѣгство отъ реальности. Бѣгутъ всѣ, но другіе могутъ обходиться съ ней иначе, а совѣтскій человѣкъ не можетъ.
у советского человека нет брезгливости к "основателям" -- Ленину, Сталину и их пособникам. Могут отвергать одного, но непременно почитать другого. Или хотя бы, если не почитать, то быть терпимы: "все таки много сделал".
Мне кажется,что брезгливость (именно брезгливость, ненависть может быть даже и у советских как форма обиды, что обманул, не оправдал надежд) ко всему этому КРАСНОМУ -- признак несоветского человека.
И еще советский человек не видит в исторической России своих настоящих корней, он может ею даже любоваться, но как , допустим, Парижем - - красиво, но чужое
"И еще советский человек не видит в исторической России своих настоящих корней..."
Именно это - самое главное. Советского человека неверно трактовать лишь идеологически (культурно-антропологически), он должен трактоваться в первую очередь генеалогически, как и совок в целом, т.е. та социокультурная тотальность, в которой он существует, которая для него своя и "наша". Советский человек и совок это отсутствие живой генеалогической связи с Россией, это жизнь после разрыва с ней и забвения/лжи о ней, т.е. после красного рва, отделившего его от России. Все "надстроечное" - производно от этого фундаментального фактора.
Совершенно верно! Добавлю, что исторические корни эти обрубаются каждым поколением, отрицающим факты истории и не желающим себя отождествлять с не приглядной для новых поколений частью прошлого. 200-300 лет истории России - это трудно вмещающийся в восприятие обыденным советским сознанием период, и люди в большинстве желают видеть только часть - советскую или досоветскую, ностальгируя о "прекрасном" прошлом, существующем только в воображении.
Comments 88
Reply
Reply
По сути вопроса, на мой взгляд, для советского человека характерны: идеологическая индоктринированность, склонность к мистицизму самого скверного пошиба, низкая самооценка, низкая мотивация к самообразованию и саморазвитию, агрессивность, низкая самооценка.
Reply
Reply
он не только верит в светлое будущее, он с пеной у рта защищает свое светлое прошлое: золотой век большевизма, где молочныя реки текли в кисельных берегах, пока не пришёл Горбатсчш и не порушил (а ЦК КПСС, видимо, было под гипнозом) все эти великия и не менее прекрасныя завоевания Октября и Мая.. советский человек не может признаться, что жил в обществе-говне. Это признание лишит его всякой личностной опоры. Он рухнет без этой подпорки.
Reply
Reply
Скорее даже наоборот это действует - где сейчас русские националисты, которые ставили во главу угла своей идеологии именно деконструкцию советского мифа?
Негодящий миф можно только выбить другим мифом, годным. Одного осознания негодности - мало.
Reply
А власть очень ловко (надо признать) подсовывает массам один единственный вариант выбора: или либерал-сторонник западных харрасментов или совецкий традиционалист.
А дискурс =русский-совецкий= -- за скобками.
Да еще и культ победы -- так что одной рукой разрушается культ Сталина, и другой рукой созидается
Reply
Печально конечно, но нам не привыкать, "не жили хорошо и ...":)
Какая самая характерная деталь постсоветского человека? Возможно "Четвёртый сон Веры Павловны" - где-то глубоко на заднике сознания... Отсюда, "с остервенением, достойным лучшего применения" - строительство виртуальных миров. То есть к ситуации постмодерна, где "можно всё, но понарошку", постсоветский человек приспособился по своему - выгораживает себе уютный ментальный угол, занимаясь там реконструкциями. Чего? Да чего угодно, в принципе - неважно... Важно, что о путях практической реализации своих фантазий он мало задумывается.
Reply
Reply
Reply
Мне кажется,что брезгливость (именно брезгливость, ненависть может быть даже и у советских как форма обиды, что обманул, не оправдал надежд) ко всему этому КРАСНОМУ -- признак несоветского человека.
И еще советский человек не видит в исторической России своих настоящих корней, он может ею даже любоваться, но как , допустим, Парижем - - красиво, но чужое
Reply
Именно это - самое главное. Советского человека неверно трактовать лишь идеологически (культурно-антропологически), он должен трактоваться в первую очередь генеалогически, как и совок в целом, т.е. та социокультурная тотальность, в которой он существует, которая для него своя и "наша". Советский человек и совок это отсутствие живой генеалогической связи с Россией, это жизнь после разрыва с ней и забвения/лжи о ней, т.е. после красного рва, отделившего его от России. Все "надстроечное" - производно от этого фундаментального фактора.
Reply
Reply
Добавлю, что исторические корни эти обрубаются каждым поколением, отрицающим факты истории и не желающим себя отождествлять с не приглядной для новых поколений частью прошлого.
200-300 лет истории России - это трудно вмещающийся в восприятие обыденным советским сознанием период, и люди в большинстве желают видеть только часть - советскую или досоветскую, ностальгируя о "прекрасном" прошлом, существующем только в воображении.
Reply
( ... )
Reply
Reply
Leave a comment