I. Насколько я понялъ, исходный тезисъ Иванова-Петрова въ
этой записи оказался неочевиднымъ для публики. А я вотъ какъ разъ его раздѣляю.
Нормальная образовательная система не гарантируетъ ни отъ чего (какъ не гарантировало классическое образованiе отъ WWI). Однако лѣвыя доктрины разрушительны для общаго образованiя, и потому натискъ лѣвыхъ чреватъ тѣми послѣдствiями, о которыхъ пишетъ Ивановъ-Петровъ.
Однако нѣсколько факторовъ откладываютъ эффектъ (какъ откладывала эффектъ атомнаго апокалипсиса реакцiя на WWIІ).
1. Неравномѣрность упадка: онъ по-разному осуществляется на западѣ и на востокѣ Европы, по-разному въ разныхъ мѣстахъ Европы и Америки, и въ рамкахъ здороваго въ своей основѣ (пока) общественнаго организма можно использовать здравую комбинацiю своихъ и чужихъ ресурсовъ.
2. Ненужность общаго высокаго образовательнаго уровня. Общество вытягиваютъ на себѣ 3 %. Остальнымъ достаточно простой грамотности и письменнаго счета.
3. Ну и просто хронологическiя соображенiя. Реформы 60-хъ - 70-хъ гг. въ Россiи дали культурный эффектъ къ началу XX в. Съ другой стороны, образовательная инерцiя РИ въ СССР окончательно исчерпалась только къ 60-мъ гг. Ловко и быстро ловить блохъ хорошо, но въ школьныхъ условiяхъ все происходитъ медленно. Нѣтъ никакихъ основанiй предполагать, что въ нашемъ случаѣ скорость исторiи увеличится.
II. Хотѣлъ повѣсить дома - изъ солидарности съ американскими единомышленниками - портретъ генерала Ли. Но купить гравюру не удалось. Зато на стѣнѣ виситъ этотъ портретъ.