1.
О школьныхъ дѣлахъ. Стащено изъ лицекнижiя. Много лирическихъ возгласовъ, на мой вкусъ (хотя излюбленное словечко «холопъ» не употребляется, респектъ), но скверная суть отъ этого не мѣняется.
2. Къ предъидущему.
Проблема ликвидацiи совѣтскихъ истукановъ очень важна, и вотъ почему. Темлякъ на шпагѣ - мелочь, но безъ него вы не по формѣ. Если истуканы убрать, это не будетъ означать рѣшимости преодолѣвать злое наслѣдiе, еще менѣе того - достаточную для сего волю и упорство. Но если этого не сдѣлать, это однозначно свидѣтельствуетъ объ отсутствiи таковаго желанiя - со всѣми вытекающими послѣдствiями. Условiе далеко не достаточное, но совершенно необходимое.
Отвергаю демагогiю какъ въ стилѣ «это наша исторiя», такъ и въ стилѣ «нельзя уничтожать произведенiя искусства». Памятникъ есть публичная демонстрацiя образца поведенiя. Если ставите жуковскiй истуканъ - значитъ топить противника въ крови собственныхъ солдатъ хорошо и правильно. Если тотъ или иной статуй имѣетъ художественную цѣнность (мнѣ не приходилось видѣть таковыхъ среди… но, допустимъ, ошибаюсь), то его нужно тактично музеефицировать, окружить колючей проволокой, создать вокругъ заведенiя въ стилѣ real life и водить школьниковъ. Но это должны быть именно музейные экспонаты, а не памятники (музеемъ СССР я сдѣлалъ бы, напр., метро - размѣстивъ въ немъ соотвѣтствующiя экспозицiи).