Оригинал взят у
vgil в
Я горжусь, что я Русский и Православный глядя на этих людей. (Безбрегетные священники)Оригинал взят у
mr_mstislav в
Я горжусь, что я Русский и Православный глядя на этих людей. (Безбрегетные священники)Оригинал взят у
vyatkin_72 в
Я горжусь, что я Русский и Православный глядя на этих людей. (Безбрегетные священники)Оригинал взят у
qwerty765 в
Безбрегетные священникиОригинал взят у
maxim71maxim71 в
Безбрегетные священникиОригинал взят у
doctalovtyz в
Батюшкам посвящается.... /а не попамОригинал взят у
rurik_l в
Батюшкам посвящается.... /а не попам Толерасты и ушедшие от своих корней русы, об этом даже знать не хотят
и смешивают Гундяевых с Православной Церковью,
т.е. с православными русскими людьми и настоящими духовниками,
всегда разделяющими с прихожанами все их беды и радости.
Оригинал взят у
igrah в
Батюшкам посвящается.... /а не попамОригинал взят у
xan_13 в
Батюшкам посвящается.... /а не попамОригинал взят у
nordsky в
Батюшкам посвящается.... /а не попам Православные священники, награжденные георгиевскими крестами.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10009/ 26 ноября 1869 года в России торжественно отмечали 100-летие ордена святого Георгия.
На праздничной церемонии в Зимнем дворце внимание собравшихся невольно привлекал военный священник. Его скромная ряса, украшенная двумя георгиевскими наградами
- орденом святого Георгия 4-й степени и наперсным крестом на Георгиевской ленте,
контрастно выделялась на фоне шитых золотом мундиров.
А после того, как отца Иоанна удостоил беседой Александр II, и присутствующим показали покореженный пулей наперсный крест и разорванную шрапнелью епитрахиль священника, интерес к нему стал всеобщим.
Иоанн Пятибоков начал службу в 1848 году священником Костромского егерского полка.
Полковой батюшка быстро завоевал любовь и уважение однополчан.
Особенно импонировало солдатам то, что отец Иоанн не робеет в бою и никогда не кланяется вражеским пулям.
Когда священника упрекали в «излишней» храбрости, он неизменно заявлял, что не может кланяться басурманским пулям, так как привык это делать только перед иконами.
В ходе Венгерской кампании он был назначен священником в Могилевский пехотный полк.
В марте 1854 года могилевцы форсировали Дунай и стали штурмовать турецкие укрепления.
В ходе кровопролитного боя были убиты или ранены многие офицеры.
Когда под огнем артиллерии солдаты дрогнули и смешались, перед полком с крестом в руке появился отец Иоанн
и с призывом «С нами Бог! Родимые, не посрамим себя!» пошел на врагов.
Солдаты устремились за полковым батюшкой. Турецкие укрепления были взяты.
Одним из первых на них взошел отец Иоанн, получивший в ходе боя две контузии.
Крест с отбитой пулей правой стороной и пробитую шрапнелью епитрахиль, бывшие на Пятибокове в этом бою,
и увидели собравшиеся в Зимнем дворце.
За этот подвиг отец Иоанн стал третьим среди священнослужителей награжденным орденом святого Георгия.
Первым почетную боевую награду еще в 1812 году получил священник 19-го Егерского пехотного полка Василий Васильковский.
На начальном этапе войны полк выдержал тяжелый бой под Витебском.
Командир дивизии, в которую входил егерский полк, генерал Лихачев после этого боя отмечал,
что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был ранен, а от смерти духовного пастыря спас наперсный крест, принявший на себя удар пули.
Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем.
О действиях отца Василия в этом сражении командующий корпусом генерал Дохтуров доносил Кутузову,
что священник Егерского полка «все время находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями
и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов,
причем сам был ранен в голову».
Свой жизненный путь отец Василий закончил так, как подобает воину;
он скончался во Франции от ран, полученных во время заграничного похода.
Вторым получившим престижный военный орден стал священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский.
Во время русско-турецкой войны полк участвовал во многих боях.
В мае 1829 года ему была поставлена задача форсировать Дунай и уничтожить неприятельские батареи.
Отец Иов благословил воинов на берегу и вместе с ними под огнем противника переправился на лодке через Дунай. Форсирование прошло успешно, и солдаты, воодушевляемые священнослужителем,
бросились на штурм вражеской батареи.
После ожесточенного боя турецкая батарея была захвачена, но отец Иов, находившийся в первой шеренге атакующих,
был тяжело ранен пулей в голову.
Этот подвиг отца Иова был отмечен орденом.
Крымская война 1853-1856 годов дала немало ярких примеров пасторского служения военных священников.
В марте 1855 года, в ходе ожесточенных боев за Севастополь, отряд генерала Хрулева предпринял
дерзкую ночную вылазку.
В переломный момент боя, когда французы стали одолевать, в передовой цепи появился священник 45-го флотского экипажа отец Иоаникий и, воодушевив солдат, снова повел их в атаку.
В стремительном порыве солдаты захватили три вражеские траншеи.
Несмотря на контузию, священник не оставил поля боя.
Свидетельством того, что он был участником рукопашной схватки, стали епитрахиль и ряса,
пробитые вражескими штыками.
Единственный из военных священников, участвовавших в Крымской кампании,
Иоаникий Савинов был награжден орденом святого Георгия.
В войнах, которые приходилось вести России, подвиги военных священников были явлением далеко не единичным.
Многие из них в критические моменты боя с крестом в руке шли впереди солдат, собственным примером увлекая
их на противника.
При штурме Измаила в Полоцком пехотном полку погиб командир, были убиты или ранены многие офицеры;
атака начала захлебываться.
Тогда впереди полковой колонны встал священник Трофим Куцинский и с крестом в руке повел солдат на штурм.
Полк свою задачу выполнил.
После победы Суворов доносил генерал-фельдмаршалу Потемкину:
«Сегодня у нас будет благодарственный молебен.
Его будет петь Полоцкий поп, бывший с крестом перед сим храбрым полком».
Одним из первых отец Трофим в 1790 г. получил золотой наперсный крест на Георгиевской ленте,
который был специально учрежден для награждения священников за боевые подвиги.
Стоит отметить, что Георгиевский наперсный крест стал второй по времени учреждения георгиевской наградой;
знаменитый солдатский Георгиевский крест появился позже, только в 1807 году.
Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте стал не только очень почетной, но и относительно редкой боевой наградой; до русско-японской войны им было награждено всего 111 человек. И за каждой наградой - конкретный подвиг.
После изгнания наполеоновской армии из России Александр I наградил таким крестом священника Кавалергардского полка Михаила Гратинского и назначил его своим духовником.
Участник Бородинского сражения, отец Михаил, не успел покинуть Москву при отступлении русской армии.
Оставшись в столице, стал доступными средствами бороться с захватчиками.
Уже 3 сентября он собрал людей в церкви и провел молебен о даровании
«победы русскому христолюбивому воинству и об изгнании врага».
Богослужения и проповеди отец Михаил проводил почти каждый день в уцелевших московских церквах,
призывая к беспощадной войне с поработителями.
Слух о храбром священнике быстро распространился среди немногих оставшихся в столице жителей,
и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди.
Так, даже в окружении врагов, полковой священник продолжал выполнять свой пасторский долг.
Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. в Кавказской армии прославился
священник 160-го Абхазского пехотного полка Федор Михайлов.
Когда полк участвовал в боях, он постоянно находился в передовых цепях.
Если же полк выводили из боя, отец Федор шел в передовые шеренги других полков.
Солдаты не только горячо любили своего батюшку, но и искренне считали, что пули его не берут.
За отличие в боях под Эрзерумом он был произведен в протоиереи.
Его подвиги были отмечены золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте,
орденами святого Владимира 4-й степени с мечами, святой Анны 2-й степени с мечами и многими медалями.
Боевых наград было у отца Федора так много, что он из скромности стеснялся их все надевать.
И таких орденоносных батюшек в российской армии было немало.
Стоит отметить, что награды в России давались только в соответствии с чинами, поэтому полковые священники,
которые примерно приравнивались по чину к армейским капитанам,
обычно получали ордена святой Анны 3-й и 2-й степеней и святого Владимира 4-й степени.
Благочинные дивизий, корпусов и армий могли рассчитывать и на св. Владимира 3-й степени.
На кресты этих орденов, полученные за отличия в боях, добавлялись скрещенные мечи.
Орден святого Георгия не входил в систему старшинства российских орденов,
а случаи награждения им военных священников были единичными и только за беспримерные личные подвиги.
Военные священники могли поощряться и специальными духовными наградами: за боевые отличия их производили в протоиереи, представляли к скуфье и камилавке, награждали тремя видами золотых наперсных крестов
- на Георгиевской ленте, из Кабинета Его Императорского Величества и от Священного Синода.
Войны прошлого века - русско-японская и первая мировая - дали еще много примеров героизма военных пастырей. Священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Стефан Щербаковский в бою под Тюренченом,
благословив стрелков, с пением «Христос воскресе» пошел в атаку во главе знаменной роты, был ранен.
Награжден орденом святого Георгия.
Священник крейсера «Варяг» Михаил Руднев во время боя бестрепетно ходил по залитой кровью палубе,
напутствуя умирающих, оказывая помощь раненым и воодушевляя сражавшихся.
Награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
Случалось, что захваченный азартом боя полковой священник, вспомнив бурсацкую молодость,
подбирал рукава рясы и скосив рот не божественным призывом,
а солдатским «Ура!» бросался вместе с полком в рукопашную.
Конечно, такие поступки официально не приветствовались, но после боя командир, смахнув с седого уса слезу умиления, обнимал батюшку за плечи и говорил: «Ну, батюшка, ты и даешь! Буду к ордену представлять».
И такие случаи были, явно, нередки.
По неполным данным, в годы первой мировой войны военные священники были удостоены:
14 орденов святого Георгия 4-й степени, 85 орденов св. Владимира 3-й степени с мечами, 203 орденов св. Владимира
4-й степени с мечами, 304 орденов св. Анны 2-й степени с мечами и 239 орденов св. Анны 3-й степени с мечами,
а также 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте.
Вот только несколько примеров.
В 1914 г. сорвалась атака 9-го Казанского драгунского полка на австрийцев.
Тогда на нестроевой лошаденке с криком: «За мной, ребята!» поскакал на противника священник Василий Шпичек.
Полк поддержал своего батюшку, противник был разбит.
Отец Василий был награжден орденом святого Георгия.
На австрийском фронте 7-й Финляндский стрелковый полк готовился к наступлению,
перед началом которого предстояло разрушить проволочные заграждения на позициях противника.
Несколько безуспешных попыток закончились большими потерями.
Тогда вызвался организовать вылазку полковой священник отец Сергий Соколовский.
Он объяснил свое решение тем, что уничтожение заграждений - не убийство и его сану не противоречит.
Обрядив смельчаков, вызвавшихся идти с ним, в саваны - дело было зимой
- духовный пастырь повел их под покровом ночи к вражеской позиции.
Проволочные заграждения были уничтожены, и полк провел успешную атаку.
Этот подвиг отца Сергия был отмечен орденом.
Впоследствии полк сражался на французском фронте и французы, которых трудно удивить военной доблестью,
прозвали отца Сергия «легендарным священником».
В октябре 1914 года в Черном море немецкий крейсер атаковал минный заградитель «Прут»,
который не мог противостоять ему в открытом бою.
Командир российского корабля принял решение - открыть кингстоны.
Видя, что «Прут», не спуская Андреевского флага, начал погружаться, а личный состав садится в шлюпки,
капитан крейсера приказал открыть артиллерийский огонь.
С отходящих от гибнущего корабля шлюпок матросы видели, что на верхней палубе среди огня и дыма стоит в полном облачении с поднятым крестом корабельный священник.
Восьмидесятилетний иеромонах отец Антоний не покинул родной корабль,
а предпочел с ним погибнуть, до последней минуты жизни благословляя свою паству.
Действуя в боевых порядках, священники подвергались тем же опасностям, что и солдаты.
Только в Отечественную войну 1812 года погибло, умерло от ран и болезней около 50 полковых священников.
Большими были потери священнослужителей и в других войнах.
В ходе первой мировой войны около 400 священников было контужено или ранено, а более 30 погибло.
Практики посмертного награждения в русской армии не было до 1917 года,
поэтому главной наградой погибшим в боях священнослужителям стала светлая память об их подвигах.
Стоит отметить, что в России все награжденные орденами назывались кавалерами,
это правило не распространялось только на священнослужителей.
Батюшки на передовой
Мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели,
с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел.
Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды
- почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы»,
более пятидесяти - «За доблестный труд во время войны», несколько десятков - медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
А скольких еще награды обходили стороной?
Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги»,
«За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После демобилизации снова вернулся к служению в священном сане и был назначен первым руководителем
Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после ее открытия в 1948 году.
Многие священнослужители уходили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках.
Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора.
Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы.
Так, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов),
прошедший от Москвы до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», вспоминал:
«Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу,
то обязательно уйду в монастырь».
Посвятить свою жизнь Богу решил и кавалер орденов Славы трех степеней Борис Крамаренко,
после войны став диаконом в храме под Киевом.
А бывший пулеметчик Коноплев, награжденный медалью «За боевые заслуги»,
стал впоследствии митрополитом Калининским и Кашинским Алексием.:
http://www.pobeda.ru/content/view/10160/... Наши дни:
Священник Димитрий Василенков и его помощник Александр Назаров награждены орденами Мужества
- «за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при выполнении священнического и гражданского долга
в районе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе».
http://www.rus-obr.ru/days/7618«Любите нас пока мы живы»
об убиенном в чеченском плену отце Анатолии (Чистоусове)
http://www.voskres.ru/army/church/nevolnik.htm Попытки расследования преступлений бандитов и мятежников натыкаются на полное отсутствие интереса органов прокуратуры к такого рода занятиям на территории Чечни.
Расследование похищения и убийства православных священников, как показала переписка,
зашло в тупик.
http://savelev.ru/journal/case/more/?id=19 Православие, осмысливая факт войны, признает его и пророчествует,
что “меч не прейдет до кончины мира”.,
поэтому истинные пастыри всегда там, где нужна их помощь и поддержка.