«Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли…»

Nov 17, 2021 11:51


Некое духовное лицо, обличающее власти предержащие в беззаконных (действительно беззаконных в мирском смысле) действиях как заправский правозащитник, вдруг вспомнило пророческие слова, произносимые на великопостной утрене: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли…». Имея очевидно семинарское образование, это лицо знает, что пророческие слова самому толковать негоже, поэтому  пытается взять прп Паисия Святогорца к себе в союзники.

Прп Паисий Святогорец: «Oдин человек спросил меня: “Почему мы поем в Великую Четыредесятницу: “Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли?” Ведь это же проклятие.” Я ответил ему: “Когда варвары ни с того ни с сего идут войной на какой-то народ, желая его уничтожить, и народ молится, чтобы их постигло зло - то есть, чтобы сломались их колесницы, заболели их лошади, чтобы им что-то помешало, то хорошо это или плохо? Священное Писание имеет в виду именно это - чтобы они встретили препятствие на своем пути. Это не проклятие…”»

См. здесь: https://ieromonahambros.livejournal.com/409211.html

Как видим,взять в союзники прп Паисия у этого лица все равно не получилось, т. к. прп Паисий не сторонник того, чтобы сыпать проклятиями даже в отношении варваров, желающих уничтожить народ.



Возникает вопрос: а почему это духовное лицо не воспользовалось толкованиями древних боговдохновенных отцов, авторитет которых как экзегетов, несомненно, выше? Очевидно, эти толкования чем-то его не устраивали. Чем же? Попытаемся разобраться…

Из Толкования свт. Кирилл Александрийский на Ис. 26:14-15:

Мертвии же живота не имут видети, ниже врачеве воскресят: сего ради навел еси и погубил еси, и взял еси всяк мужеск пол их. Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли

…Поелику надобно углубиться во внутренний смысл этой речи и обнаружить цель подлинной мысли пророка, то мы необходимо должны сказать следующее: некоторые мертвы и вовсе не по плоти, но умерщвлены привязанностью к мирским удовольствиями не имеют святой во Христе и сообразной с Евангелием жизни. Но таковые, говорит, без Тебя не получили бы жизни или животворящей благодати. Равным образом и те, которые могли бы избавить от душевных болезней зараженных ими и по справедливости могли бы назваться духовными врачами, без Тебя не могли бы восстановить силы заболевших. Духовными же врачами мы называем святых пророков, апостолов и евангелистов, которые, в изобилии обладая словом, могущим исцелять при помощи небесной благодати и духовного заступления, врачуют уязвленных грехом и лукавством диавола.

Но вероятно, пророческое слово намекает нам здесь и на нечто другое; ибо Господь наш Иисус Христос, показавши себя равным Отцу по силе и славе, воскрешал мертвых из гробов и исцелял страдавших смертными болезнями. Однако, хотя Он совершил столь чудесные дела, Он не был почтен теми, которые были зрителями этих дел, напротив при этом его гнали и особенности вожди и учители Иудеев. Итак, поелику без Тебя, говорит, мертвые не увидели бы жизни, так как Ты один можешь сообщать жизнь, и врачи не восставили бы из гробов тех. которых Ты воскресил, поелику и после этого оставались неверующими и приходили в неистовую ярость те, которым прежде, других следовало уверовать в Него: то сего ради навел еси, и погубил еси, и взял еси всяк мужеск пол их: ибо Ты навел на них гнев, который не истребил до основания всего Израиля, потому что спасен был остаток, но всяк мужеск пол их, то есть, правящее сословие, так как мужской пол сравнительно с женским более способен управлять. Мужчинами же называет, может быть, как бы юнейших из Иудеев, - не по крепости телесной, но по знанию законных учреждений. Это и есть сказанное Богомодному из пророков: пойду к державным и возглаголю им (Иер. 5:5). И вот они единодушно сокрушили иго, расторгли узы. Но что первенствовавших и священнейших между Иудеями он по справедливости называет жалкими и излил на них сильнейший гнев, это объясняет сам Христос, говоря: горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас (Матф. 23: 15); и опять: горе вам законником, яко взясте ключь разумения: сами не внидосте, и входящим возбранисте (Лк. 11:52). Посему справедливо наказывается мужеской пол, то есть обладающие преимуществом и честью; и так как они достигли тогда духовного мужества в познании закона, то желает, чтоб им приложено было и зло. Ибо они не только отпали от общения с Богом, вознеистовствовавши против Христа, но и истреблены были голодом и впали в происходящие отсюда бедствия, когда совершенно опустошена и разорена была их страна. А которых назвал мужами, тех называют и славными, то есть как выдававшихся и возвышавшихся над другими, потому что они увенчаны были преимуществами священства. Всяк мужеск пол их Богом дан был и служил им на помощь; злом же называет то, что причиняет вред, или ниспосылаемые от Бога казни, голод, язву, войны и тому подобное; славными же называет тех, которые приобрели известность злыми делами и которые знамениты могуществом…

Прп. Иоанн Кассиан. Из собеседования аввы Феодора об умерщвлении святых

…Пророк, зная, что эти бедствия для некоторых бывают полезны, не из враждебного к ним чувства, но из желания им спасения, так молитвенно взывает к Богу: “приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли”. И Сам Господь говорит: “се, Аз наведу на них злая” (Иер. 11:11), то есть скорби и опустошение, чтобы настоящим спасительным наказанием заставить их обратиться и прибегнуть ко Мне, Коего они презрели в своем счастии. Посему мы не можем признать бедствия существенным злом: ибо многим они споспешествуют ко благу и служат источником вечных радостей. Таким образом (обратимся к предложенному вопросу), все, что ни делают к озлоблению нашему враги наши или кто бы то ни был другой, не должно быть почитаемо злом; ибо сии озлобления не тем бывают, чем считает их причиняющий оные в раздражении сердца, но чем признает их чувство переносящего. Следовательно, если нанесена будет и смерть святому мужу, не должно думать, чтобы этим нанесено было ему действительное зло, а только нечто среднее, что для грешника хотя и составляет зло, но для праведника покой и избавление от зол. “Смерть бо мужу праведному покой, егоже путь сокровен есть” (Иов. 3:23). Муж праведный чрез смерть ничего не теряет и ничего особенного не терпит, но что должно было приключиться ему по требованию природы, тому он подвергается по злобе врага не без награды в Вечной Жизни, и тот долг, который по непременному закону каждый должен отдать смерти, он отдает, приобретая притом обильнейший плод за свое страдание и мзду великого воздаяния”.

http://bible.optina.ru/old:is:26:15

Итак, толкование прп Паисия, на наш взгляд, есть толкование поверхностное, оно касается нашей внешней жизни. Нельзя назвать его неверным, но только лишь поверхностным. Вполне возможно, это лишь вырванная из контекста цитата. Толкования же свт Кирилла Александрийского и прп Иоанна Кассиана имеют глубокий смысл и касаются нашей внутренней духовной жизни. Они дают христианам разных времен и эпох единственно верный и универсальный ориентир в их жизни…

Почему же это духовное лицо, «увенчанное преимуществом священства», будучи, по слову пророка, «славным земли», в силу своего служения долженствовавшее быть «духовным врачом», духовным «вождем и учителем»,  которое могло бы «избавить от душевных болезней зараженных ими» христиан, силится найти в пророчествах подтверждения справедливости своей «неистовой ярости»?

А потому что пророчества эти и их толкования святыми Отцами обличают его как лжепастыря…

А надо было бы ему как монаху сильнее молиться о властях словами Святой Церкви из Помянника, который надлежит читать дважды в день:

«… глаго́ли ми́рная и блага́я в сердца́х их о Це́ркви Твое́й Свя́тей и о всех лю́дех Тво́их, да и мы в тишине́ их ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́…»

Священное Писание, Богослов атакует, Апостасия, Не в лоб - так по лбу, Церковь, Святые Отцы, Обмирщение Церкви

Previous post Next post
Up