О царском пути. Святитель Димитрий Ростовский

Dec 27, 2020 18:18





Глас вопиющего в пустыне:
приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте стези Ему.
Мк. 1, 3

…Глас, воззвавший в пустыне, слышится в городах, проповедуется в церквах и возвещается по всей поднебесной. Он проникает в уши людей великих и малых, старых и юных, богатых и нищих. <…> Повелевает же он, чтобы мы устроили, приготовили путь прямой, которым мог бы прийти к нам Господь и мы к Господу. Поищем же этого прямого пути или, лучше, кривые наши пути поучимся… исправлять в правильные стези, при Господнем содействии (Мк. 16, 20).

…Когда какому-либо городу… предстоит пришествие царя, то граждане всячески стараются, чтобы путь к ним был хорош. Они приготовляют и исправляют путь: где теснота, там расширяют, где топкое болото, там строят мосты. Они сравнивают возвышения холмов, наполняют глубину долин и все неприятное они превращают в гладкий путь. Когда же приближается царь, они открывают городские ворота, выходят навстречу… радостно принимают, поклоняются и приносят дары.



К нам хочет прийти Господь наш, Бог наш… и является настоятельная необходимость исправить и приготовить Ему путь к нам, ибо много преград на пути нашем. Есть теснота, то есть угнетение нашей совести злой и окаянной нашей жизнью. Есть холмы - гордые помышления, слова и дела, есть дебри отчаяния. А как топко болото нечистот наших? Не один жалуется с Давидом: Я погряз в глубокой тине, и не на чем стать (Пс. 68, 3). Все стези наши полны препятствий… и, что хуже всего, нет таких врат к нашему сердечному граду, которыми Господь мог бы войти во внутренние наши жилища. Ибо там, где были ворота, там мы создали каменную стену нашего ожесточения и заградили вход Владыке нашему.

Итак, исправим все это и приготовим Господу нашему пришествие к нам… А как следует приготовить… апостол советует: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4, 31). От сердца сего (то есть от злой совести, ибо сердце - это дом совести), от дома сего исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). От сердца исходят потому, что в сердце рождаются, а где все указанное зло, там тесно для доброй вещи.

Тесно доброму семени быть посреди терния, ибо терние, возросши, подавляет его… Небесное Семя не может поместиться среди терний наших земных похотей. Агнец Божий не может жить среди звериной нашей злобы. Источник чистоты и целомудрия не захочет быть с застаревшими в нас скверными делами и отрясет прах наш от Своих святых ног, говоря: Вот оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38).

Итак, необходимо расширить эту тесноту совести. Если это терние греховное, пусть оно будет вырвано исповеданием и сожжено покаянным удовлетворением за грех. Если…застарелые страсти, пусть они будут заморены умерщвлением самого себя, и пусть будет сглажена всякая неровность, ибо добрая совесть и чистое сердце могут вместить в себя без стеснений все неизмеримое величие и пространство неба вместе с Богом, как говорит святой Макарий Египетский: «Сердце - это малый сосуд, но он принимает в себя все вещи: там Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там небесные обители, там сокровища благодати».

Препятствуют Христову пришествию к нам холмы и горы гордых наших помыслов, слов и дел, ибо не приходит смиренный Христос туда, где есть вознесшаяся гордость, согласно словам Писания: Мерзость пред Господом всякий надменный (Притч. 16, 5), - ибо, по апостолу, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-15).

Гордость - это тьма… Гордый человек не знает себя: он считает себя светлым, а на деле он мрачен. Считает себя лучше многих, а на деле он хуже всех. Мнит себя идущим к небу, в то время как он идет к бездне. Как же Христос, Свет наш, может жить с такой слепой тьмою, которая считает себя светом, не будучи им? Христос и на небе не мог жить с велиаром: Он сверг гордого, как же на землю Он придет жить…с гордым человеком?! Какое может быть согласие смиренного Христа с гордым <…> На гордого не сходит дождь и роса благодати Божией, ибо гордостью Христос распинается и убивается <…>

Итак, пусть смирится вознесшаяся в нас гора… гордости, пусть сравняется она с долиной смирения. Смирить ее возможно не иначе, как только раскопав ее. Раскопать же ее нужно той мотыгой, которой копается могила, то есть памятью о смерти: Помни кончину твою (Сир. 7, 39). Ничто так не смиряет человека, как память о смерти <…>

Другое препятствие к пришествию Господа к нам соделывается глубокой пропастью отчаяния, ибо когда нечестивый придет в глубину зла, он начинает нерадеть и, отчаявшись в милости Божией, попадает в еще более глубокую пропасть беззакония. Эту бездну нужно наполнить надеждой на милосердие Божие, помня, какое великое зло постигло Иуду за отчаяние…

Во время вольного страдания Господнего двое отпали от Господа - Иуда и Петр: один продал его, а другой троекратно отвергся. Оба совершили равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему оба спаслись и не оба погибли?

Кто-либо скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: Иуда… раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную (Мф. 27, 3-4), - однако же его покаяние не принято, а Петрово принято: Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения, ее нужно заполнить надеждой на милость Божию.

Злая вещь - гордость, нехорошо и отчаяние, и то и другое же нужно сгладить и уравнять: гордость нужно раскопать, как гору, отчаяние же нужно поднять и заполнить, как пропасть.

* * *

Творит препятствие для пришествия к нам Господа нашего еще и немалое болото нашей нечистоты. Высушим его воздержанием, намостим мост милостыней. Подавайте, - говорит апостол Лука, - милостыню, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Милостыня очищает все, а, следовательно, и грехи.

Стену же ожесточения нашего сокрушим умилением, ударяя в грудь по-мытарски. Широко откроем сердечные врата любовью и усердием нашим ко Господу, и тогда придет и войдет к нам Царь славы и воцарится в душевном нашем граде.

Приготовив таким образом путь к нам Господу нашему, мы еще, по повелению Предтечи, сделаем стези его прямыми. Это значит, что тот путь, которым мы будем шествовать к Нему, должен быть в нас прямым, а не кривым. Проще говоря, мы не должны совращаться и заблуждаться с прямого пути. У боговдохновенных мужей есть полезный совет: идти царским путем, не уклоняясь ни направо, ни налево, ибо и то и другое небезбедно.

Уклониться налево, на сторону козлищ, которые станут на суде налево, - это явная беда.

Уклониться же направо, то есть думать, что делаешь нечто добродетельное, это нечаянная, скрытая беда. Ведь враг наш воюет против нас и справа и слева.

Неудивительно, что он воюет слева, так как сам он левый, но удивительно то, что он воюет и справа, хотя сам и чужд правого. Неудивительно, говорю, что дьявол искушает человека грехом, но удивительно то, что прельщает и ведя в добродетели, ибо где не может одолеть левым, там одолевает правым, а где не может победить нас грехами, там побеждает добрыми делами. Кого он не может победить нечистотой, того побеждает чистотой, вложив ему в ум гордость о чистоте.

Это вражье коварство усмотрел святой Иоанн Лествичник, который говорит: «Притворяется лиса спящей, а бес целомудренным (то есть чистым человеком), первая - чтобы схватить цыпленка, второй - чтобы душу погубить. Не жаль, если кто за нечистоту будет в аду, а жаль с чистотой пойти в геенну огненную».

Если дьявол не может победить кого-либо объедением или пьянством, то победит постом, как тех, о которых Евангелие говорит: Принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6, 16). Таков ли тот пост, который Я избрал? - говорит Господь (Ис. 5, 6).

Неудивительно, что пьяница и обжора пойдут в муку, а то удивительно и достойно жалости, что тех же мук не минует и высокоумный постник.

Неудивительно, что одебелевшему плотоугоднику с толстым животом не втиснуться в тесные небесные врата, но то удивительно и достойно жалости, что иссушивший, измучивший свое тело долгим воздержанием, едва только кожу имеющий на своих костях, не втиснется, не войдет в небесные врата.

Грешник не войдет, так как грешный, а праведник не войдет как высокоумствующий и считающий себя добродетельным. Потому-то Приточник и говорит: Есть пути, которые кажутся человеку правыми, но конец их - путь к смерти (Притч. 14, 12).

Итак, человеку необходимо опасаться того, чтобы не уклониться налево, то есть на прелести греховные, не уклониться и направо, то есть на излишние крайне суровые подвиги, и не прийти к гордости.

Идти же нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью. Приличный сему пример или образ приводит святой Златоуст: «Когда бремя праведных бывает слишком тяжело, то ладья погружается; когда же оно умеренно, - плывет благополучно.

Жизнь наша поистине подобна плаванию: мир, как море; тело, как ладья; душа в теле, как пловец в ладье; дела же, как какой-либо груз. Если пуста будет ладья, то поднимется ветер, и ладья скоро опрокинется волнами. Если же она отягощена без меры, то она близка к потоплению даже и тогда, когда не будет ни ветра, ни волн; когда же поднимутся ветер и волны, она тотчас погрузится. Только по мере вложив в ладью, ты можешь плыть беспечально».

То же разумей и о подвигах. Если ты ничего не имеешь из добрых дел, то опрокинешься в пучине искушений. Если начнешь поднимать бремя выше силы твоей, то скоро погрузишься изнеможением или гордостью. Если же трудиться и подвизаться будешь по силам, пребудешь свободным от бедствий.

Знай же, что царский путь - это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть. Таким образом, понемногу, от добродетели к добродетели, ты как по лестнице взойдешь на небо и будешь в раю.

Итак, шествуя таким путем, мы воскликнем со святым Иоанном Предтечей: Да поставит нас Господь наш и Бог наш на путь покаяния и да сподобит нас десного предстояния вовеки.

* * *

Но как же мы можем приобрести драгоценнейший Бисер, то есть Бога? Евангельский купец, найдя одну хорошую, драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, чтобы купить ее. Если хочешь приобрести Бога, иди и продай все, что имеешь! Имеешь ли многие вотчины, города, страны, княжества, царства - не пожалей ничего ради Бога.

Может быть, кто-нибудь скажет: «Я нищ и убог и ничего не имею, что же я продам, на что куплю этот бесценный мысленный Бисер, Бога?» Я отвечу таковому: пусть ты нищ веществом, но ты можешь быть богат добрым произволением; имеешь свободную волю, как самодержец монархию; почтен от Бога разумом, как венцом царским. Душа и тело - твои города, страсти душевные и телесные - твои холопы, подчиненные твоей воле. Добрые помышления - твое воинство, предстоящее тебе, которым ты повелеваешь: Идите, и идут, придите, и приходят (см.: Мф. 8, 9).

Продай эту твою монархию, свободную волю, откажись от нее и твори волю создавшего тебя Бога.

Разум, как венец царский, положи к ногам Христа в знак вечного подданства, в знак послушания, по слову апостола: Пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10, 5).

Душу и тело подчини Владыке твоему Христу, отсеки душевные страсти, страсти телесные поработи духу.

Воинство твое, мысли, строй на службу Царю Небесному, предстоя ими всегда Ему. Мысли твои да будут всегда как бы стоящими пред Богом.

Итак, отдав все свое Богу, приобретешь Самого Бога, купишь у Него Его Самого, и потому никто не может сказать, что ты по нищете своей не можешь приобрести Бога… драгоценный Бисер, не вещественный, а мысленный; не в руках носимый, но называемый устным словом; не плотскими очами видимый, но созерцаемый очами духовными, то есть верой; не руками осязаемый, но постигаемый умом. И этот Бисер - Сам Христос Бог. <…>

О торг прекрасный! О добрая купля! Продает царевич все: всю славу царскую, все богатства, всю красоту мира сего, все наслаждение и саму волю свою, даже не продает, а отдает даром, говоря вместе с апостолом: Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 8). Отдал все даром, но отданного не погубил, а получил его с прибылью в новом веке: ныне примет сторицей и наследует жизнь вечную. Большее же из всех приобретений - он получил Христа Бога.

После совершения торга, когда святой царевич Иоасаф познал достоинство Бисера и, получив его, скрыл в сокровищнице души своей, в сердце своем, когда познал Христа Бога и возлюбил Его всей душой своей и всем сердцем своим, то и все другие вышеназванные бисеры тотчас же приложились к его духовному богатству. Ибо и вера его была правая, и смирение глубокое, и девственная чистота непорочная, и добровольная нищета дороже царских сокровищ. И премудрость богодухновенна, и совесть чиста, и умиление, омывающее теплыми слезами ланиты, и присоединение к Церкви воинствующей с одолением невидимых супостатов, и прославление в Церкви торжествующей с получением многих венцов в Царствии Небесном, и для души вечная жизнь в бессмертии, ибо любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8, 28).

Источник: Святитель Димитрий Ростовский. Царский путь. Избранные места из проповедей и поучений. Молитвословия. - Издательство «Ростовская-на-Дону епархия», 2007.


Святитель Димитрий Ростовский. О царском пути - Правми - авторские блоги священнослужителей

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Мк. 1, 3 …Глас, воззвавший в пустыне, слышится в городах, проповедуется в церквах и возвещается по всей поднебесной. Он проникает в уши людей великих и малых, старых и юных, богатых и нищих. <…> Повелевает же он, чтобы...

pravme.ru

Священное Писание, Богослов атакует, Не в лоб - так по лбу, Святые Отцы

Previous post Next post
Up