Вступавший со мной в дискуссию некий иеромонах Амвросий пишет в журнале:
«Говорят нам, что нет такого догмата, что Святые Дары, ко всему прочему, обладают ещё и антисептическими свойствами! Хорошо. Действительно, нет такого догмата. И что из этого?
Предупреждаю, сейчас выскажу такую фразу, которая может вызвать обострение шизофрении у некоторых участников контента... Записывайте )
- Не догматы определяют веру, а вера устанавливает догматы».
https://ieromonahambros.livejournal.com/101702.html Сразил, что называется, наповал. Это еще как посмотреть - у кого шизофрения.
Давайте разбираться.
Дело, действительно, в вере. Какова вера - таковы и догматы. Латиняне вон чуть ли не 1000 лет веровали в непогрешимость своего папы, а догмат сформулировали только в 19 веке. И это их, латинская вера, которую мы, православные не признаем. У них вообще наблюдается, по меткому выражению святителя Феофана Затворника, «страсть ковать догматы».
То есть сначала нужно хорошенько посмотреть, православна ли эта вера, которую исповедает сей иеромонах. А он, похоже, искренне считает, что Святые Дары обладают антисептическими свойствами.
Если так, то почему «Известие учительное…» возлагает такие обязанности и такую страшную ответственность за их сохранность на священника?
«Божественные Тайны, хранящиеся в кивоте, надо часто проверять со всякой должной для Них честью и поклонением, имея непокрытую голову и чистые руки. Если невозможно проверять каждый день, то хотя бы каждый второй или третий, чтобы они по нерадению и невниманию священника не заплесневели и не растлелись от влаги. Иначе иерей, как уничижитель Божественных Тайн, смертно согрешит, и будет подлежать извержению из сана.
Если увидишь, что Дары влажные, то раскрой антиминс на святом престоле и, со всякой осторожностью, выложи Дары из кивота на святой дискос и, открыв окна, просуши. Сам же следи, пока не высохнут Дары, чтобы ни муха, ни что другое не коснулось их, иначе смертно согрешишь.
Если по небрежению иерей, суша Божественные Тайны, припалит их, или оставит без внимания, и они растлеются от влаги, то смертно согрешит, и будет подлежать извержению из сана.
Если этот случай (чего да никогда не будет) все же произойдет, то никак никого не дерзай причащать этими Дарами. Но, взяв, другой агнец и приготовив по написанному ниже уставу, освяти на Божественной Литургии и, высушив, сохрани. И им причащай больных. Заплесневевшие же или растлевшие Дары на той же Литургии, всыпав с остатками Божественных Тайн в потир, потреби…»
https://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-sovremennom-yazyke#o_veshhestve_tela_khristova То есть, исходя из логики иеромонаха, чуму, холеру, коронавирус Святые Дары в состоянии нейтрализовать, а с простой плесенью они не в состоянии справиться? И это не бред?
Известный всем протоиерей Олег Стеняев, например, считает так: «Говорящий о божественной защите и отвергающий карантин подвержен тонкой разновидности монофизитской ереси».
https://ruskline.ru/news_rl/2020/03/16/bibliya__pervaya_kniga_o_karantine Так может быть, сей иеромонах исповедует эту самую «тонкую разновидность монофизитской ереси»?