«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:1‑7).
Сноб от богословия Орфеос паки ёрничает, издеваясь над священниками, обучавшимися в современных семинариях у книжников и фарисеев «напыщенной папистской мерзости»:
https://ortheos.livejournal.com/2020/06/29/ И тщится он кому-то доказать, что «не пол делает человека способным и неспособным к богословию, а исполнение заповедей и живая вера.
Независимо от пола».
Готов с ним согласиться в этом, но вот чего бы я об Орфеосе и о его друзьях не сказал, так это то, что они способны к «нефарисейскому» богословию. И вот почему. Святитель Василий Великий, на письмо которого к неокесарийцам ссылается Орфеос, в самом начале этого письма пишет:
«Одна самая важная и первая есть заповедь Господа, Который вразумительно сказал: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любите друг друга»(ср.:
Ин. 13, 35). Еще и Апостол ясно представляет доброту любви, как в том месте, где дает знать, что любовь есть исполнение закона(см.:
Рим. 13, 10), так и в том, где преимущество любви ставит выше всех, вместе взятых, высоких преимуществ и говорит: «Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых медь звенящи, или кимвал звяцаяй; и аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть» (
1Кор. 13, 1-3). И говорит сие не потому, чтобы каждое из исчисленных преимуществ могло быть приобретено без любви, но потому, что святой Апостол, как сам сказал, хочет чрез этот оборот преувеличения засвидетельствовать превосходство заповеди о любви пред всеми прочими».
Почитайте их журналы, попробуйте в комментариях не согласиться с ними в чем-нибудь (а все, что они там безапелляционно утверждают - далеко не бесспорно), и вы получите сполна, в соответствии с их «живой», как они ее считают, верой...
Теперь что касается «женского богословия». Святитель Феофан Затворник так толкует эти слова Апостола о женщинах «утопающих во грехах, водимых различными похотями», «всегда учащяся, и николиже в разум истины прийти могущия»:
«И это о женщинах,-что они, при суетности и страстности, еще и учатся всегда. Это бы и хорошо; но не хорошо, что, несмотря на это всегдашнее учение, познать истину надлежащим образом никогда не могут. Отчего? Оттого, верно, что учатся только из женского любопытства и жажды нового, как моды,- которая не даст им разобрать, истинно ли предлагаемое, и текут вслед его по тому одному, что оно ново и имеет привлекательный вид. Истина же стара, строга и всюду однообразна. Она и не удовлетворяет их; и они позволяют себе искать чего-либо удовлетворяющего вне ее - и нападают на такое, по указанию проникающих в их домы инако учащих. Истина посему у них остается в стороне, и держится нечто, как истина, вне истины лежащее, кажущееся, однако ж, истинным. Святой Златоуст спрашивает: отчего это так, что учатся, а познать истины не могут? Оттого,- говорит,- что отупел их разум. А разум отчего отупел? Оттого, что они погрязли в помянутых похотях и грехах. И наводит,-что Апостол сказал это (что они учатся) не для того, чтобы оправдать их, а для того, чтоб сильнее обличить (перифраз).- Продолжает сие наведение Феофилакт: «так что их неспособность познать истину не есть естественный недостаток, а есть следствие неправого направления их произволения».- Женщины падки на ложь, как и на грех. Потому великое есть несчастие, когда они выступают учительницами, не по общему духу учения Церкви Божией» (
http://bible.optina.ru/new:2tim:04:03 )
И вкрадываются к ним «в домы», обольщая, благодаря вездесущему интернету, вот такие, «имеющие вид благочестия» как Орфеос или уже всем известный лжесхимник. А они и рады, поскольку эти лжеучители «льстят их слуху» (
http://bible.optina.ru/new:2tim:04:03 ).
Неспособность понять истину объясняется, действительно, не столько особенностью женского естества, сколько развращенностью разума.
Святитель Василий Великий доказывает свое православие не тем, что его учила догматам благочестия «бабушка с прихода», а тем, что его бабушкой была «знаменитая Макрина», «блаженная жена», хорошо известная тем, кому он пишет («которая по происхождению ваша»).
Так что сильно я сомневаюсь в том, что нынешние «мелиссы» способны стать «макринами»...