Имеющим ложную ревность

Feb 20, 2020 09:50


…Надо весьма остерегаться плотской  и  душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности - безрассудной  и  душевредной. Мирские люди  и  многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что ее источники суть самомнение  и  гордость. Эту ревность  они  величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в  более   или   менее   жестком  осуждении   и   обличении   ближних   в   их   нравственных  погрешностях   и  в  погрешностях  против церковного благочиния  и  чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, ПОДРАЖАТЬ СВЯТЫМ ОТЦАМ И СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ, забыв о себе, что  они , ревнители, - НЕ СВЯТЫЕ, А ГРЕШНИКИ. Если святые обличали согрешающих  и  нечестивых, то обличали ПО ПОВЕЛЕНИЮ БОЖИЮ, ПО ОБЯЗАННОСТИ СВОЕЙ, ПО ВНУШЕНИЮ СВЯТАГО ДУХА, а не по внушению страстей своих  и  демонов…



«Имеющий ложную ревность, - сказал святой Исаак Сирский, - недугует великим недугом. О человек, мнящий износить ревность против чужих недугов, ты отрекся от здравия души твоей! Потрудись со тщанием о здравии души твоей. Если же желаешь уврачевать немощных, то знай, что больные нуждаются  более  в уходе за  ними , нежели в  жестких   обличениях. Но ты, иным не помогая, сам себя ввергаешь в тяжкую  и  мучительную болезнь. Эта ревность в человеках не признается одним из видов премудрости, но причисляется к недугам души, есть к скудости (духовного) разума, признак крайнего невежества, Начало премудрости Божией - тихость  и  кротость, свойственные великой  и  крепкой душе, основательнейшему образу мыслей,  и  носит человеческие немощи. Вы бо сильнии, - говорит Писание, - немощи немощных носите (Рим. 15:1),  и : согрешающаго исправити духом кротости (Гал. 6:1). Мир  и  терпение причисляет апостол к плодам святого Духа». В другом слове преподобный Исаак говорит «Не возненавидь грешного, потому что мы все грешны. Если ты ради Бога подвизаешься против него (грешника), то пролей о нем слезы, для чего же ты  и  ненавидишь его? Возненавидь грехи его, а о нем помолись  и  тем уподобишься Христу, Который не негодовал на грешников, но молился о  них. Не видишь ли, как Он плакал о Иерусалиме?  И  мы во многих случаях служим посмешищем для диавола. Зачем же ненавидим того, над кем посмевается посмевающийся  и  над нами, диавол? Зачем ты, о человек, ненавидишь грешника? За то ли, что он не так праведен, как ты? Где же твоя правда, когда у тебя нет любви! Отчего ты не восплакал о нем, но гонишь его? Некоторые, мнящие о себе, что  они  здраво судят о делах грешников, и  (по этому поводу) гневаются на  них , действуют так из своего невежества». Великое бедствие - самомнение!

(святитель Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству)

Церковь, Святые Отцы, Святитель Игнатий

Previous post Next post
Up