Оказывается, в Испании есть такая штука: возвращение к агрессору (при установленных последствиях насилия) при "дистанцировании" (т.е. когда жертву насилия, в данном контесте - домашнего, забирают, изолируют и охраняют) запрещено законом и карается штрафом.
Это очень простой и необходимый "костыль" - многие, очень многие попросту возвращаются. Не объяснить человеку, не бывшему по ту сторону баррикад, почему. Не объяснить логику, как не объяснить и сам феномен подобной зависимости. Но очень, очень верная тактика.
Это я мимоходом наткнулась на
блог Инны, жены лютого сыроеда-вождя-шизофреника, чья персона когда-то, года три-четыре назад, мне попалась на глаза и с тех пор заразила тревожностью по отношению к...не знаю, к любой пищевой девиации? Любому фанатизму? В частности, чувак выкладывал подробнейшие отчеты о своей жизни сыроедом, о своей жене (без намека на ее прямую речь), особенно в период беременности, о развитии "чистого" ребенка (сплошное сыроедине, "с зачатия", как они говорят). Шизофреничность посыла, пожалуй, и поселила эту тревогу: я чувствительна к текстам. А тут, пройдя по дорожкам от топового поста, наткнулась на продолжение этой давней истории: из Испании они вернусь в Беларусь, чувак принудительно не позволял общаться матери с сыном (дочка осталась с Инной, мамой), Инна возымела голос и подробно рассказала о тирании бывшего мужа, что уже - подвиг, об в общем-то стандартных ужасах домашнего ада и перипетиях истории своей жизни. В итоге всё хорошо, посредством суда ребенка вернули матери, дети адаптируются к жизни (и еде; в контексте - это важно), Инна добирает жизнь, здоровье участников выравнивается. У этой истории - хэппиэнд.
Я очень радуюсь таким хэппиэндам после травм, унижений и шизы. Но прекрасно отдаю себе отчет в том, что они не всегда случаются. В них я всегда узнаю часть своей личной истории: мамин пример всегда со мной. Еще косвенно и лично я радуюсь тому, что приобрела прививку от подобной хрени в раннем возрасте и отделалась малой кровью. Как говорят вырвавшиеся - "теперь-то я учую за километр".
Но вот этот закон, запрещающий возвращение - это очень нужная штука. Надежды на него мало, как на всё внешнее, но - недвусмысленная декларация. И хоть какая-то, путсь и хлипенькая, попытка помощи вырваться и, главное, не-возвращаться (в чем и есть залог "вырваться").
И да, по-прежнему самой вредной и деструктивной из мифологем я считаю "не выносить сор из избы". Выносить. Выносить активно, громко и не заботясь ни о чем, кроме выживания. Даже чисто логически: если не выносить сор из избы, обиталище станет грязным до невозможности там жить. И если кому-то в этой ситуации невозможности удается сменить избу, то другим (многим другим!) приходится погибать. Иногда даже буквально.