Город как бренд - есть ли бренд у Волгограда?

Feb 14, 2014 19:29

В среду прошла еще одна публичная лекция научно-образовательного общества "Интеллектуальные среды". Тема была животрепещущая, и собрала довольно много людей - что еще раз доказало, что волгоградцев волнует благополучие их города. Встреча состояла из нескольких частей - основной доклад делал доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ Александр Леонидович Стризое. Вторым экспертом по городскому брендированию выступал доктор философских наук, профессор и соорганизатор "Интеллектуальных сред" Макаров Андрей Иванович. Выступления прошли в философском ключе - докладчики попытались осмыслить значение и смысл понятия бренд применительно к городу, в частности, к Волгограду. После выступлений каждый желающий мог задать вопросы и подискутировать с хедлайнерами.
Были высказаны следующие идеи:
  • Брендирование города нужно для привлечения в город как материальных, так и нематериальных ресурсов; а также для просвещения простых горожан о целях и деятельности города как организации.
  • Продавать город не нужно и не выгодно, в этом плане брендирование городов принципиально отличается от маркетингового.
  • Бренд города - это то, что город может рассказать о себе миру. То, что позволит городу обрести место в информационном пространстве и в истории.
  • Имидж города крепится к традициям; он напрямую связан с опытом его жителей, закрепленным в пространстве и времени. Имидж города - это та роль, которую он сыграл в становлении идентичности своих жителей.
  • Брендированию города, в частности, Волгограда, мешает естественная миграция; склонность людей к иррациональности, которая порождает вредные городские мифы; плохая микросреда города; в Волгограде особую проблему составляет внутренний отрицательный образ города у его жителей, связанный, как правило, с ресентиментом (когда настоящее принципиально не удовлетворяет, так как хорошее может быть только в прошлом).
  • Есть три субъекта формирования городского бренда. Прежде всего, элита, которая ставит цели выше достижения личной выгоды. Она же формирует традицию, которая поддерживается вторым немаловажным субъектом - администраторами. Третий субъект - сами жители города, но от них бренд зависит в последнюю очередь.
  • Необходимо, чтобы бренд города был связан с повседневной жизнью людей и нес в себе элементы интерактивности. Бренд города и все основные сферы в нем в современном мире останутся незамеченными, если не будут иметь визуального выражения.
  • У Волгограда было несколько упущенных возможностей, которые могли стать основой для бренда - "Русский Чикаго" (по темпам промышленного развития), "трактор как бренд", патриотическое и цивилизационное содержание образа военной победы.
  • На сегодняшний день ситуация в Волгограде не бесперспективна - возможно и необходимо искать новые символы города, выходить на российский масштаб через регулярные позитивные упоминания в СМИ, привлекать в город ресурсы.
  • Однако основной проблемой остается отсутствие активного субъекта, способного заложить городские мифы и создать традицию для формирования бренда.
  • Сами волгоградцы не замечают многих плюсов своего города: архитектурного ансамбля центра, исторического аспекта, связанного с героическим восстановлением города после войны несмотря на все отрицательные прогнозы.
  • Закрепить положительный образ города могут такие черты волгоградцев, как идейность, креативность и бесконфликтность, развитие сферы искусства, праздников (вспомним пример с байк-шоу как позитивным поводом в СМИ), развитие туристической сферы с помощью формирования новых туристических объектов (город Знаменск, Волгоград как центр дружбы народов - буддистов, мусульман и христиан, Волгоград как место пересечения дорог с юга, севера, запада и востока) и т.д.
  • Конечно, ситуация в Волгограде не идеальна, однако подчеркнутая нелюбовь жителей к своему родному городу, которая часто так удивляет приезжих, не объективна. Зачастую она является продуктом внушения. Возможно, полюбить свой город волгоградцам помогут приезжие - туристы, люди, иммигрировавшие в Волгоград или приехавшие сюда работать, и оценившие его плюсы.

лекция, Волгоград, интеллектуальные среды

Previous post Next post
Up