Про данный rap battle, наверное, сейчас не говорил только ленивый, You Tube буквально лихорадит от всевозможных комментариев, обсуждений, реакций. Говорят едва ли не все, и стар и млад. И молодежь продвинутая, и не очень, и даже уважаемые люди, даже политики. И просто обычные люди, даже в возрасте, какая нибудь реакция Бати на Versus. В конечном итоге этот battle вдруг попал в сюжет программы новостей от Россия 24. По поводу данного батла уже выразились Геннадий Онищенко, Дмитрий Быков, и даже Алексей Навальный. Я уже молчу про топовых you tube блогеров вроде Хованского и Соболева.
Click to view
Как известно сейчас известность и популярность измеряется количеством просмотров. И если только за одни сутки этих просмотров набежит под три миллиона, все вдруг начинают думать, это что вообще происходит? На данный момент спустя практически неделю батл набрал где-то под 16 миллионов просмотров.
Рэп батлы, уже давно стали популярны в русскоязычном You Tube, но до сих пор как-то не попадали в новости Россия 24. И до сих пор, как-то не привлекали к себе внимание вполне интеллигентных, образованных людей.
Понять причину такой волны популярности именно этого конкретного рэп батла мне, ну практически невозможно. Известный среди молодежи рэпер Мирон, с творческим псевдонимом Oxxxymiron, про которого всегда было немало разговоров, и который засветился по TV в передаче “Вечерний Ургант”. И известный лишь рэп тусовке Слава Карелин, человек с более чем четырьмя творческими псевдонимами. На этот раз, взявший себе на батл псевдоним Слава КПСС.
Знал ли я об это батле? Да, конечно. Ждал ли я его? Да, не сказать, что бы уж так особенно, но, чёрт возьми, да ждал.
Почему мне вдруг стали интересны рэп батлы? Сам не знаю. Честно. Рэп батлы существуют уже давно. Все это, разумеется, как и сам жанр рэп музыки пришло к нам из-за границы. В моем представлении участие, состязание в рэп батле, которые проводятся почти по принципу боксерских турниров, это своего рода карьерная лестница для рэпера. Я думаю, долгое время рэп батлы были известны лишь узкой прослойке “своих людей”, и соответственно только в своей среде их смотрели и оценивали. Внезапно в России рэп батлы, стали набирать стремительную популярность и стали превращаться в аншлаговое шоу бьющее рекорды по просмотрам.
Хотя вроде бы, два человека на протяжении трех раундов, иногда под bit, иногда без него, поочередно просто стараются друг друга задавить морально унизить, что называется задушить на словах. При этом разрешается, и даже поощряется всяческое использование нецензурной лексики, попросту мата. Хотя не одним матом единым популярен рэп батл. Исполнители, называющиеся MC, выдают на гора огромные простыни текста заученные наизусть, и в этом тексте помимо наездов на оппонента, и отборного трех этажного мата, чего только нет. Всевозможные отсылки к произведениям литературы, сложные метафоры, отсылки просто ко всевозможным проявлениям как культуры, так и бескультурья. Плюс оценивается техника, которую могут понять только сами рэперы и те, кто в теме. Например, сложность рифмы, её четкость, подача, скорость читки, дикция и прочее. Все это на жаргоне называется всевозможными словечками вроде: флоу, фаст флоу, панч, панч лайн, дисс, бруф, бифф и так далее. Плюс ко всему современные русскоязычные рэп батлы, пошли от разновидности рэпа называющегося словом grime - попросту грязь.
Наверное, я немного огрубел, или просто давно ещё чего-то грубого, жестокого, циничного, грязного. Но может именно потому, что душа просит чего нибудь эдакого мне и стали нравиться рэп батлы. Подчеркну, далеко не все.
Теперь про сам батл. Скажу, честно не люблю я Versus как проект, слишком много в нём бахвальства, и какой-то бравады. А самое главное проект это весь насквозь коммерческий. Количество открытой и скрытой рекламы, переходит порою всевозможные рамки. Да, и сам его ведущий Александр Тимарцев он же знаменитый Ресторатор - прославившийся фразой “Пошумим блядь”, похож на беспринципного торгаша, готового за деньги прорекламировать что угодно. Не в пример ему, мне намного больше импонирует его коллега ведущий Slovo Spb Ден Чейни. В нем нет излишнего пафоса, на проекте Slovo Spb рекламы намного меньше, и вообще там чувствуется какое-то объедение людей уважающих друг друга и стремящихся делать одно общее дело. Плюс ко всему сам Чейни профессиональный MC, в отличие от Ресторатора который читал рэп бог знает когда.
И ещё помимо собственно рекламы, в Versus из-за его коммерческой привлекательности лезут люди, мало имеющие отношения к рэпу. Это популярные блогеры вроде Юрия Хованского, Ларина и прочие. О чем когда-то и высказался нелестно Мирон.
Теперь за кого и почему собственно болел. Творчеством Мирона я как-то не проникся, скажу честно. Да, человек талантливый, начитанный, и с огромными амбициями. Но, я как-то не въезжаю в его творчество. Кроме старой песенки Мирона “Я хейтер, я ненавижу ваш рэп, ваш текст” - мне у него ничего особенно не нравиться, даже его козырный хит “Город под подошвой”. Про другие батлы Мирона, я только слышал, сам особенно не смотрел. В том числе и знаменитый батл с Джонни Бой.
Слава КПСС, он же Гнойный, он же Соня Мармеладова, он же Валентин Дядька - и ещё неизвестный мне творческие псевдонимы. Вообще человек провокатор, человек шут, человек загадка. Очень странный, и не совсем мягко скажем понятный мне персонаж. Он один из самых аморальных, наглых и циничных рэп исполнителей. Пришел он в мир всей этой тусы, из мира анархистов и панков. И уже одно это, что этот человек стал вдруг читать рэп благодаря творчеству не самых известных рэперов вроде Саша Скул, или Банбангида, Ленина пакет, и пришел из мира панков делает его загадкой. Вроде как сам из Хабаровска, но уже давно как перебрался в Питер. Если верить девушке рэперу Юле Kiwi Слава - специалист по IT технологиям.
Лидер не совсем понятного движения Anti Hype, куда входят ещё более странные рэп исполнители вроде Booker D Fred, Хан Замай, и кто-то ещё. Вот уж у этих товарищей, что не текст то полная ахинея, если это только не наезд, на какого нибудь конкретного исполнителя.
И, тем не менее, сам не знаю, почему я был как ни странно за Гнойного. И даже был рад, что Мирон проиграл. Однако, отдаю должное Мирону, начитанность, артистизм, ум, подача себя - да он был шикарен. Особенно момент с цитированием стихов Николая Гумилёва. И, тем не менее, что не понравилось в выступлении Мирона. Во-первых, раздутое самомнение, не только своему оппоненту, но и всем он показывал как бы свое пренебрежение. Мирон считал, что победа уже и так фактически принадлежит ему, он главный. Во-вторых, наезд на всю лигу, которую представлял Гнойный, то есть на Slovo Spb. Даже препирательство с Денном Чейни, и как бы с барского плеча легкие упреки в адрес Ресторатора. В-третьих, грубое нарушение правил рэп батлов, Мирон не только задевал Гнойного руками, он даже плюнул ему на волосы.
Выступление Славы, получилось не менее зрелищным и насыщенным. Он был не так искушен и изящен в подборе слов, действовал грубо, часто вставлял мат. И, тем не менее, держался с достоинством. Главное играл по правилам. Удивительно, что разбил Мирона в сухую. Первый раунд Славы, был вообще не особенно, а больше всего запомнился третьи. Он грамотно упирал на самомнение Мирона, на то, что тот уже исписался, на то, что он забывает про оппонента. И самое главное, он поставил рэп батлам диагноз - движение просто умирает. И может оно и к лучшему.
Прав ли Мирон в отношении Славы? Тот действительно сильный батл MC, но что кроме этого? Если у Мирона есть сольное творчество, которое многих цепляет, то у Славы? Да, у него много чего есть, но зачастую это можно характеризировать словами нечто.
На самом деле, прав один человек, что все это лишь грамотный, продуманный, коммерческий продукт. Где не бывает случайности, куда вбуханы и деньги и средства, и результат тут предрешен заранее в угоду публике. Тут же главное божество - так называемый хайп. То есть поднять шум, поднять волну, больше обсуждений, больше просмотров, больше репостов, твитов, ретвитов, - один сплошной гул и шум.
Но есть ли из-за чего?