Выставка «Карл II. Искусство и власть» в Галерее королевы в Букингемском дворце

Jan 10, 2018 07:01

Королевское собрание Великобритании предоставляет уникальную возможность ближе познакомиться с историей короля Карла II и тем, как искусство повлияло на его правление. С помощью произведений, предметов и образов выставка «Карл II. Искусство и власть» рассказывает о возвращении монарха из ссылки, его стремлении восстановить свою легитимность и той значительной роли, которую искусство сыграло в укреплении Реставрации. В экспозицию вошли работы Тициана, Паоло Веронезе, Лоренцо Лотто, Питера Брейгеля Старшего, Орацио Джентилески, Жоржа де Латура и рисунки Леонардо да Винчи, сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов.



В январе 1649 года Карл I, король Англии, Шотландии и Ирландии, был осуждён за измену и публично обезглавлен. После многих лет гражданской войны британская нация стала Содружеством - республикой во главе с генералом-пуританином Оливером Кромвелем. Монаршая семья отправилась в изгнание, королевские регалии были уничтожены, а дворцовые ценности и обширная коллекция короля - распроданы. Однако Содружество просуществовало недолго, и 8 мая 1660 года парламент провозгласил королём Карла II (1630 - 1685) - старшего сына казнённого монарха. Этот эпизод известен в истории как Реставрация Стюартов.

При дворе Карла II, которого прозвали «Весёлым королём» (the Merry King), искусство во всех его формах сыграло решающую роль в укреплении имиджа монарха. Великолепие дворцов и пышность церемоний демонстрировали легитимность и могущество королевской власти - несмотря на то, что ни у Карла, ни у его брата-преемника Якова II не было абсолютной силы их европейских коллег.



Питер Брейгель Старший. Избиение младенцев

Образ Карла II известен по множеству портретов: длинный завитой парик из темных волос, чёрные усы, тяжёлый нос, чувствительно изогнутые губы и мрачный взгляд карих глаз. Несколько иначе он выглядит на наброске миниатюриста Сэмюэла Купера, сделанном мелом. Монарх, который слушает своего друга и философа Томаса Гоббса, предстаёт без парика. Его волосы преждевременно поседели - королю всего 30 лет, но он выглядит старше. Карл только что был коронован, и рисунок в профиль, вероятно, предназначался для новых королевских монет, которые чеканились в ознаменование конца режима Кромвеля.



В экспозиции присутствует множество изображений Карла II. Но самое яркое - коронационный портрет кисти Джона Майкла Райта. Эта картина столь огромна (почти 3 метра в высоту), что зритель, приближаясь к ней, словно целует королевские ноги в золотых туфлях. А сверху, через метры серебряного атласа и красного бархата, на него взирает королевское лицо под необычной жёсткой короной. Построенный на геометрическом взаимодействии треугольников и прямоугольников, этот портрет настолько симметричен, что король кажется представителем иного мира.



Detail from a print, showing the execution of Charles I at Whitehall in 1649

У Карла II и его супруги, португальской принцессы Екатерины Браганской не было детей. Но репутация короля как заядлого бабника представлена на выставке в виде серии портретов королевских фавориток, иначе именуемых «Виндзорскими красавицами». Все они выглядят одинаково: распущенные волосы и расслабленные позы, выразительные руки и припухшие верхние и нижние веки, которые должны были придать лицам причудливое сонное очарование, но на деле заставляют их казаться нездоровыми.

Любовницы становились графинями, незаконнорождённые сыновья - герцогами, а народ облагался налогами, чтобы платить за всё это. И рядом с сияющими золотыми кубками кураторы Королевского собрания выставили записи о разорительных расходах и памфлеты на короля.



Леонардо да Винчи. Ветка дуба и ветка дрока

При этом Карл II собрал рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело и Ганса Гольбейна Младшего. Он основал Королевскую обсерваторию в Гринвиче и Королевский госпиталь в Челси, был покровителем художников и учёных. Один из экспонатов выставки - удивительная книга Роберта Гука «Микрография», в которой 28-летний автор представил свои зарисовки того, что увидел с помощью микроскопа.

Выставка «Карл II. Искусство и власть» в Галерее королевы в Букингемском дворце продлится до 13 мая 2018 года.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

выставка, искусство, XVII век, Великобритания, Стюарты, монархия, музеи

Previous post Next post
Up