Русский исторический анекдот: от Петра I до Александра III / Сост., вступ. ст., примеч.: Е.Я. Курганов. - СПб.: Издательство «Пушкинского фонда», 2017. - 368 с. ISBN 978-5-9500-595-3-7. Тираж 1000 экз.
Братья Гонкуры когда-то написали, что анекдот есть мелочная лавка истории. Небольшие рассказы о забавных, неожиданных, парадоксальных случаях и происшествиях, об исторических лицах или вымышленных героях издавна служат свидетельством о временах и нравах.
В России анекдот как самостоятельный литературный жанр стал особенно популярен во второй половине XVIII века, а своего расцвета достиг в пушкинскую эпоху, когда сложились его законы, традиции, репертуар сюжетов. Как рассказчики и собиратели анекдотов блистали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь, Н.В. Кукольник и другие. В этой книге собраны анекдоты со времен Петра I до эпохи Александра III. Среди персонажей - шут Балакирев, поэты Сумароков и Ломоносов, граф Румянцев, князь Потемкин, полководец Суворов и многие другие. Тексты, которые найдет читатель, это своеобразная летопись вкусов, предубеждений и предпочтений, живая, веселая, колоритная, в лучших своих образцах доставляющая истинно эстетическое наслаждение.
Фрагменты книги
Во время коронации Анны Иоанновны, когда государыня из Успенского собора пришла в Грановитую палату, которой внутренность старец описал с удивительною точностию, и поместилась на троне, вся свита установилась на свои места, то вдруг государыня встала и с важностию сошла со ступеней трона. Все изумились, в церемониале этого указано не было. Она прямо подошла к князю Василию Лукичу Долгорукову, взяла его за нос - «Нос был большой, батюшка», - пояснил старец, - и повела его около среднего столба, которым поддерживаются своды. Обведя кругом и остановясь против портрета Грозного, она спросила:
- Князь Василий Лукич, ты знаешь, чей это портрет?
- Знаю, матушка государыня!
- Чей он?
- Царя Ивана Васильевича, матушка.
- Ну так знай же и то, что хотя баба, да такая же буду, как он: вас семеро дураков сбиралось водить меня за нос, я тебя прежде провела, убирайся сейчас в свою деревню, и чтоб духом твоим не пахло! [163, с. 101-102.]
***
Сумароков не только своими литературными нападениями нажил себе много врагов, но он был очень неприятен в обращении, не умея владеть собою. Хотелось ли ему над чем подсмеяться - он не скупился на насмешки, часто самые едкие и злые, даже если в душе не чувствовал ни малейшей злобы. Так, одному Чертову, хлопотавшему для него по какому-то тяжебному делу, с которым он был в очень хороших отношениях, но фамилия которого вдруг ему показалась очень странною, он так окончил письмо: «С истинным почтением имею честь быть не Вашим покорнейшим слугою, потому что Чертовым слугою быть не намерен, а просто слуга Божий Александр Сумароков». [120, с. 270.]
***
В 1793 году Яков Борисович Княжнин за трагедию «Вадим Новгородский» выслан был из Петербурга. Чрез краткое время обер-полиц-
мейстер <Н. И.> Рылеев, докладывая Екатерине о прибывших в столицу, именовал Княжнина.
- Вот как исполняются мои повеления, - с сердцем сказала она, - поди узнай верно, я поступлю с ним, как императрица Анна.
Окружающие докладывают, что вместо Княжнина прибыл бригадир Князев, а между тем и Рылеев возвращается. Екатерина, с веселым видом встречая его, несколько раз повторила:
- Никита Иванович!.. Ты не мог различить князя с княжною. [112, с. 147.]
***
Однажды приглашен он <Крылов> был на обед к императрице Марии Федоровне в Павловске. Гостей за столом было немного. Жуковский сидел возле него. Крылов не отказывался ни от одного блюда. «Да откажись хоть раз, Иван Андреевич, - шепнул ему Жуковский. - Дай императрице возможность попотчевать тебя». - «Ну а как не попотчует!» - отвечал он и продолжал накладывать себе на тарелку. [72, с. 181.]
____________________
Доктор фил. наук, профессор, зав. кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Елена Брызгалова о сборнике Ефима Курганова "Русский исторический анекдот: от Петра I до Александра III".
Анекдот - один из самых интересных и своеобразных жанров в русской национальной культуре. Его, кроме всего прочего, отличает неувядающая свежесть и динамика: он всегда «ко двору» и пользуется спросом. О популярности жанра говорит устойчивый читательский интерес, который, что характерно, переходит из эпохи в эпоху вместе с анекдотом. Всё это свидетельствует о необходимости собирать и изучать лучшие образцы жанра, чем, собственно, и занимается известный литературовед и историк русской литературы Е. Я. Курганов. Его книга «Русский исторический анекдот ХYIII - ХIХ веков: от Петра Первого до Александра Третьего» - далеко не первое издание автора, посвященное анекдоту. В 2015 г. вышла книга «Анекдот как жанр русской словесности», до этого были «Анекдот. Символ. Миф. Этюды по теории литературы», «Похвальное слово анекдоту», «Анекдот как жанр» и др. Все работы имеют одну общую черту: в основу исследования положен богатейший фактический материал, кропотливо и с любовью собранный ученым. Можно с полной уверенностью сказать, что автор этих книг - знаток и ценитель анекдотов, посвятивший их собиранию и изучению многие годы.
«Русский исторический анекдот…» - это своеобразный итог многолетней исследовательской работы, за время котором в авторской «мастерской» накопился огромный, интереснейший и при том малоизвестный широкой публике материал. Автор исторических романов, знающий, как важна детализация изображения, Е. Курганов щедро делится накопленными богатствами с читателями, надеясь обогатить их представления о прошлом, об известных людях, о жизни общества. Потому что анекдот, по его мнению, тем и интересен, что позволяет живо, во плоти и крови, без официального глянца, представить историческую личность или событие. Отметим, что антология четко структурирована, её содержание разбито по главам, соответствующим историческим эпохам. Каждый раздел содержит множество произведений-открытий, до того затерявшихся во времени, а теперь доступных широкому читателю. Три столетия русской истории, показанные как бы изнутри, с точки зрения людей, которые переживали те события и проживали в тех местах и в то время.
Авторская интерпретация жанровых признаков анекдота отличается широтой и функциональностью. Это позволило ему включить в данное собрание такие разновидности, как краткий рассказ, микроновелла, изречения литераторов, имеющие законченную форму и построенные по анекдотическому принципу. В книге впервые представлены анекдоты, которые в своё время привлекли внимание А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова, Н. В. Гоголя. Читатель может познакомиться и с высказываниями Ф. И. Тютчева, которые, по мнению Е. Я. Курганова, тоже принадлежат к одной из разновидностей жанра.
Данная антология имеет широкое прикладное значение для студентов, изучающих русскую словесность и историю. Историкам она будет интересна как собрание документов прошлых эпох, поскольку представленные в ней тексты - живые свидетельства быта, умонастроений, движения мысли и формирования мнений в обществе. Для филологов антология может предложить неисследованный художественный материал, важный и значимый при изучении русской литературы и языка, начиная с конца ХYII и до конца ХIХ вв. Фольклористам будет интересно познакомиться с образцами устного творчества, впервые ставшими доступными для изучения. Для студентов-журналистов книга тоже окажется полезной, поскольку в ней отражена русская общественная мысль, представлены образцы живого разговорного жанра. Материал, вошедший в антологию, достоин быть использованным в лекционных университетских курсах по истории русской литературы, истории русского языка, фольклористике, истории отечественной журналистики, культурологии, по русской художественной культуре и др. областях гуманитарного знания. Таким образом, полезность книги «Русский исторический анекдот…» для вузовского преподавания не вызывает сомнений. Она окажется хорошим источником для научных изысканий и для ученых, профессионально занимающихся гуманитарными науками - работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями, над монографиями, составляющих учебники для высшей школы.
В отличие от академических изданий текстов прошлых эпох, она привлечет внимание и широкой читательской аудитории, далекой от забот образования, но ценящей острое слово и интересное чтение. Она, несомненно, будет пользоваться спросом. Таким образом, антология «Русский исторический анекдот ХYIII - ХIХ веков: от Петра Первого до Александра Третьего» достойна всяческой поддержки и публикации.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy- в телеграм:
http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках:
https://ok.ru/podosokorsky