Евгений Головин: "Никогда чтение книг ни к чему ни приводит, кроме накопления эрудиции"

Sep 28, 2017 01:53

Первая часть беседы писателя, переводчика, философа, алхимика Евгения Головина (1938-2010) с Радой Анчевской, 11 февраля 2002 года. Интервью было взято для радиопрограммы "Живой город", выходившей на "Говорит Москва".



РА - под вашей фотографией много слов - маг, основатель новой традициии и так далее - прокомментируйте эти слова, пожалуйста.

- Это просто какое-то странное высказывание, которое очевидно ко мне отношения не имеет, потому что я просто достаточно скромный любитель алхимии и герметики, магии и мистики. Я, правда, увлеченный человек, но сказать что я открыватель новых горизонтов - это невозможно, потому что в герметике ничего нового нельзя просто открыть. Другое дело, что можно открыть просто новые условия для занятий алхимией вообще и герметикой в частности. Новые условия, которые абсолютно необходимы, так как мы живем в очень странную и совершенно непонятную, с точки зрения жизни на земле, эпоху. Поэтому, сказать что я какой-то открыватель и начинатель - просто невозможно. Поэтому, я даже и не знаю кто такие слова мог написать. Потому что я просто скромный искатель такого рода горизонтов.

РА - Вы пишете, что есть человек и люди. У меня всегда было деление личность и индивидуальность. То есть, существует особь, которая чем-то отличается от остальных и уже хорошо, что отличается. Но отличие, оно скорее внешнее; и есть личность с развитым духовным стержнем.

- Это в обще-то правильное деление. Только принято делить несколько иначе. Индивидумом, индивидуальностью называют как раз человека. А индивидумами могут быть люди - то есть человек в его социальном аспекте, в его встречах и контактах. Индивидумом, индивидуальностью может быть человек, а личностью - как раз люди, то есть человек в его социальном аспекте : в его встречах, в его контактах с людьми. Словом, когда человек живет в социуме, он может быть личностью, а может быть безличностью. Может быть посредственным человеком, а может быть выдающимся. Но он все равно личность, потому что он живет в социуме. Что касается слова индивид, то оно гораздо важнее для людей, которые занимаются альтернативными дисциплинами - магией, мистикой, алхимией и прочим. Потому что в переводе, "индивид" - будет "неделимый" - это значит, что этот человек не делится на человека индивидуального и человека социального, то есть, конечно, он, в известной степени, участвует в жизни социума и свою личность проявляет в этом самом социуме, но это не главное далеко в его жизни. Главное для него быть индивидуумом. То есть, в известном плане между ним и социумом есть определенная граница, через которую он не переступает. Это очень важное условие для изучения таких наук как магия или алхимия.

РА - Но это же важное условие просто для нормального функционирования человека, чтобы он жил и не растворялся в толпе.

- Все это правильно, но это только предварительный этап. Конечно плохо растворяться в толпе, особенно в наше время, когда толпа суть играет главную роль в нашей жизни и куда бы мы ни пошли, где бы мы ни работали - нас всегда окружает толпа. Можно эту толпу разделить на группы, на какие-то организации, на какие-то мафии, и прочее, и прочее... Дело в том, что если раньше толпа была достаточно серой массой (допустим в 19 веке, когда было сословное общество), то сейчас, когда нет сословий, как таковых, толпа разделяется на массу категорий: самых странных, самых мрачных, иногда. Поэтому вопрос индивид и толпа сейчас резче, чем в какое-то другое время стоит. Дело в том, что почему я подчеркиваю, что очень важно развивать свою индивидуальность когда занимаешься условно говоря ( я не люблю этого слова) оккультизмом или магией. Скажем шире: почему обязательно нужно культивировать свою индивидуальность, именно для того, чтобы не давать себя контаминировать, не давать растворяться своей душе в этой внешней социальной жизни, которая с точки зрения магии не стоит ничего. И в данном случае, не имеется в виду, что индивидуум должен быть таким одиноким человеком и жить очень одиноко - это совсем не обязательно. Как вы понимаете, можно быть одиноким в какой угодно толпе и даже в часы пик чувствовать себя до крайности одиноким. Дело не в этом. Дело в том, что проблема индивида, в данном случае я подчеркиваю почему она так важна, дело в том, что индивид может открыть для себя мир совершенно заново и посмотреть на мир совершенно иными глазами, чем на него смотрят остальные люди. В этом смысле я подчеркиваю индивида.

РА - Подчеркивание того, что вся социальная жизнь ничего не стоит - это фундамент любой религии...

- Все это верно, но и религией, в том числе, можно по-разному заниматься. Можно заниматься активной пропагандой религиозных доктрин и быть публичным лектором, теологом или священником. И в этом смысле, он все равно работает с массой и его можно назвать словом "личность". То есть, это может быть хороший священник или плохой. Хороший теолог или плохой. Дело в том, что он не открывает для себя мир так, как его открывает маг. И дело вот в чем - кем бы мы ни были по профессии, кем угодно, практически. Если у нас есть профессия - мир для нас в значительной степени закрыт. Ну представьте себе, что нужно для занятий магией вообще и точнее, для занятия магией натуральной. Индивид, его окружает сфера - сфера пространства и времени, которая принадлежит только ему. Вот представьте себе эту сферу - 360 градусов вокруг вас и вы центр, чтобы легче понять это, приведем знаменитый образ Парацельса : Парацельс сказал, что человек есть зернышко, а вселенная, вокруг него, есть мякоть яблока или яблоко. В этом высказывании понятна вот какая вещь, что его индивидуальный мир при условии его активизации как индивида, вырастает вокруг него и ограничивается его собственной сферой, в которую он, в принципе, никого не пускает. В этом смысле, человек должен быть свободен - свободен делать все что ему угодно. Вы не согласны ?

РА - Абсолютно согласна. Это принцип отшельничества. В большей степени, конечно, восточного.

- Здесь есть такая разница - отшельник, в принципе, в том сравнительно убогом нашем понимании : мы же не знаем, в сущности, как живут истинные отшельники - по нашему представлению, это человек, который занят моноидеей. Он занят своим Богом, он занят молитвами, он занят постами, он, в принципе, не обращает особого внимания на внешний мир. Маг - это другое дело - он должен постоянно изучать внешний мир, но тонкость тут такая - он должен изучать его не как ботаник, не как зоолог, не как натуралист. Он должен его поначалу созерцать и забыть все, чему его, допустим, учили в школе или в институте. Если вы по профессии являетесь зоологом или орнитологом, вы должны для того, чтобы жить с птицами и зверями в лесу, например, или жить с растениями и деревьями - забыть абсолютно все, что вы на эту тему когда-то учили. Это необходимое условие и это очень трудно потому, что это тяжелая работа - избавиться от предварительного знания, от предварительных впечатлени, прошедших уже через фильтр определенной специальности. Именно так и только таким образом, можно стать человеком, который хочет изучить натуральную магию.

Представим себе, что мы идем в лес и станет понятно, что я имею в виду под свободой - мы идем в лес, но не с какой-то практической целью : не собирать грибы, не вырубать деревья, не собирать ягоды. Мы просто идем в лес. На такую совершенно нейтральную прогулку. Допустим, садимся на пенек и смотрим такую вещь : что тяжелый и очень красивый шмель вдруг сел на одуванчик и качается на нем. Если мы энтомологи, то есть занимаемся насекомыми, нам будет понятно, что шмелю нечего делать на одуванчике - там практически, а ведь мы ко всей окружающей природе прежде всего проецируем на нее свой собственный практицизм, мы думаем, что звери такие же практики как и мы, что они заняты исключительно поиском еды, что шмель там начинает пить нектар с каких-то цветов, и так далее, и так далее, что пчела, тоже очень деловая и понимаете, что я имею в виду под предвзятостью, так вот этого предвзятого отношения не должно быть. То есть, мы должны идти в лес, без всяких мыслей, без всяких практических целей - мы просто идем для того, чтобы научиться созерцать и когда мы смотрим почему шмель, которому практически нечего делать на одуванчике, почему он продолжает качаться, почему он продолжает на него сердиться, а потом, раз и перепрыгивает с него на какой-то другой цветок, а потом - раз и вообще взмывает вверх.

Мы понимаем ,что шмель умеет играть, что он любит играть что у него с одуванчиком, который практически не имеет к нему отношения, свои собственные разговоры. Вот с чего начинается натуральная магия. Мы начинаем понимать, что в окружающем мире связи очень непонятные, очень странные и совсем не ограничиваются связями практическими, то есть пчела - цветок, потом улья, потом мед и так далее... Мы должны действительно увидеть в природе, а сейчас, мы говорим о живой природе, элемент игры, которая на взгляд, так сказать, натурального мага, есть главное, то есть, имеется в виду, что и животные, и птицы, и насекомые совсем вот не думают о завтрашнем дне. И всякие такого рода басни как "Стрекоза и Муравей" или как она называется у Лафонтена (это Крылов перевел ее как "Стрекоза и Муравей") она называется "Кузнечик и Муравей" - потому что там, по логике басни, понятно, что речь идет о кузнечике. Когда баснописец учит нас мудрости муравья, говорящего, что ты такая-сякая, лето красное пропела, а теперь вот тебе есть нечего - все мы привносим в природу то, что в ней просто не существует.

Мы привносим в природу наш узкий, прагматический, дикий взгляд на вещи - я имею в виду наш, потому что я имею в виду конкретно наше время и конкретных людей, которые нас с вами окружают, и, в известном смысле, и мы такие с вами. То есть, все эти выражения - забота о завтрашнем дне, о том, что люди никогда не живут настоящим моментом - они живут либо вчера, когда они отдыхают, год назад, когда они что-то вспоминают, либо они строят планы на следующий день, на следующий месяц, или думают что с ними будет, когда они закончат такое-то учебное заведение или их выгонят с работы - что будет дальше. То есть, что получается, получается что настоящий момент постоянно ускользает из их внимания. Они не живут настоящим моментом и когда я говорю, что надо вот так вот ходить на прогулки, я имею в виду, что именно такого рода упражнения, помогают жить настоящей секундой, которая не знает прошлого и не знает будущего и только тогда мир становится открыт, а не закрыт как он обычно бывает.

РА - Отдельные христианские личности видели все же игру в мире - Франциск Ассизский, например. Проповедовал птичкам и учил тому же последователей.

- Да он проповедовал птицам, но не будем его брать, как христианского святого. Очевидно, что этот человек - Францисск Ассизский - был хорошо подготовлен к божественному созерцанию. Божественное созерцание - это не значит, что созерцаешь Бога - это именно созерцание этой настоящей секунды. Наверное, этот человек прежде чем проповедовать птицам, немножко изучил жизнь этих птиц и жизнь леса вообще. Также как я говорил про шмеля с одуванчиком, также можно изучать и жизнь птиц. Вы тоже ходите прогуливаетесь по лесной тропинке. Вот две птицы - они очень красиво поют. Они друг друга не любят. Обычно рядом никогда не гнездятся. Всякий орнитолог всегда ждет, что они начнут ссориться. Иногда же они начинают дуэт - очень необычный. Это очень похоже на любой оперный дуэт. Представляете себе любую оперу Пуччини, где две женщины спорят либо за своего возлюбленного, либо еще за что-нибудь. Начинается очень забавный дуэт, в котором интонации могут быть самые разные и резкие и совершенно вкрадчивые и все что угодно. С этого начинается, то что в герметике называется языком птиц. И ваш пример про Францисска Ассизского говорит только о том, что Францисск Ассизский знал этот язык. Это в магии очень высокая ступень постижения. Следовательно, это пример удачный, потому что мы можем совершенно не знать Францисска Ассизского, как христианского святого, но что очень характерно для него и чем христианские святые совсем не страдали, это знание природы в этом настоящем конкретном моменте.

РА - Здорово! Для меня как раз магия всегда была воплощением прагматизма. Маг же он все время чего-то хочет добиться, обратить некое природное движение в свою пользу.

- Как я уже сказал в начале, для того чтобы учиться магии надо прежде всего учиться быть индивидумом. Учиться быть полностью отграниченным от людей и их интересов. Если вы замечали, что магия имеет практическое применение, то все на свете может иметь практическое применение. Если вы пишете стихи, то вы можете положить их в стол и читать только самому себе и друзьям, но вы можете напечатать и получить за это деньги. То же самое с магией - хорошо зная так называемую вегетативную магию, вы можете приготовить какое-то эффективное лекарство. Другой вопрос, как вы им будете распоряжаться. Всякое практическое применение - это выход во внешний мир, но он необязателен. Вы можете приготовить определенный фильтр. Фильтром в магии называется напиток или мазь, которой пользуют от всякого рода заболеваний. Но совсем необязательно, что вы пойдете это продавать и дадите обьявление в газете. Не надо путать магию с тем применением, которое не только магия, но и все на свете может иметь. Вы можете быть финансистом, но только для себя. Вы можете заработать массу денег, положить их в стол и запереть на ключ. Сказать : очень хорошо, теперь я забуду про эти деньги и пойду зарабатывать другие. Даже такая невероятно практическая вещь как деньги, может не иметь ни малейшего практического применения.

РА - Когда я читала одну из Ваших статей, у меня произошла в голове серьезная перестановка терминологии : Вы пишете о пренебрежении конкретным ради абстрактного. Забавно то, что я всю жизнь считала абстрактное - высоким и прекрасным - как "абстрактная идея" - это хорошо, а конкретное - это мысли о завтрашней зарплате.

- Понимаете, любая человеческая беседа грешит одним главным недостатком - когда мы употребляем те или иные слова - мы зачастую просто не понимаем что они значат. Вот вы говорите слово "конкретный", "конкретика", но дело в том, что в переводе с латинского - это будет пересечение в виде креста. Вот буквальный перевод - по латыни, это звучит "конкрескор". То есть, представляете что вы что то пересекаете - допустим вы переходите улицу во время автомобильного движения. Это опасно, но вы ее переходите и это называется конкретное действие. То есть, вы по вертикали переходите через горизонталь улицы, понимаете что такое конкретное, но это не обязательно так . Конкретное - все что привлекает ваше внимание. Чем больше нечто привлекает ваше внимание, тем более вы это конкретно понимаетете. +Абстрактное+ - если мы переведем с латыни как +абстрактум+ - это означает, что мы поворачиваемся к чему-то спиной, то есть мы не хотим с этим встречаться. И тогда беседа приобретает иной характер. Человек, который хочет жить конкретно, он не боится ничего. Он идет совершенно смело против этих препятствий и тогда действительно у него нет отвлеченных идей. Переведем слово абстрактный его третьим значением - отвлеченный.Что это значит? Что вы как бы отворачиваетесь от этой конкретной действительности. Не в смысле как от действительности, а от тех препятствий, от тех трудностей, которые она вам представляет и вы делаете схему. Вы на многое не обращаете внимания и говорите - так, это ко мне лично не имеет отношения. Вот когда вы так говорите - вы живете абстрактной жизнью. Когда, напротив, вы идете и не боитесь никаких трудностей - скажем, если пример про лес привести - вы идете в лес и не боитесь что вас искусают комары или когда вас укусил комар, вы не сердитесь на него, а начинаете думать - вот какая же, черт возьми эта комариная жизнь, вот тогда вы живете конкретной жизнью!

РА - Спасибо! Про Вас пишут что Вы привнесли в Россию идеи европейского традиционализма.

- Россия страна непонятная и абстрактное западное мышление здесь не проходит. Здесь было много людей, которые старались перевести западный эзотерические доктрины на наш язык. Я помню, когда я начал заниматься всеми этими вещами - было мне лет 16-17 и знал я тогда всего только два языка. И я понял, что я должен изучать языки сам - иначе я ничему не научусь. И я понял, что ужасающие переводы на русский язык ничему не учат - они только уводят абсолютно в другую сторону. На мой взгляд, нельзя читать ни одного автора в переводе и это магическое отношение к языку. Спасибо западным странам, они нас научили - принято считать что язык - это знаковая система, такая же знаковая система как дорожные знаки движения. То же самое - более антимагического подхода к языку нельзя себе найти. В этом смысле, мы не можем ничего читать в переводе - даже Диккенса. С одной оговоркой - есть очень хорошие переводчики, которые делают очень хороший текст.

Мы понимаем сюжет, но мы ничего не понимаем в писателе - в творческом лице, что касается поэзии, то вы со мной легко согласитесь, что ее читать в переводе просто невозможно. А все что касается таких вещей как магия, алхимия, герметика, то, к сожалению, и это обьективная трудность - необходимо изучить определенные языки, для того, чтобы читать в оригинале того же Рене Генона. У меня была другая ситуация - я не принадлежал к числу молодых людей, которые, устав от советской тягомотины - от марксизма, от прочих вещей, бросились, буквально бросились в альтернативные дисциплины. Все понимали, что марксизм - это плохо и скучно и все понимали что магия, эзотерика и прочее - это очень хорошо. Я начал теоретически заниматься этими вещами, проведя более года с двумя ведьмами и когда я увидел некоторые конкретные вещи, в том смысле слова "конкретное", которое мы с вами оговорили. Мне именно тогда, когда я увидел вещи и ужасные и очень любопытные, тогда мне захотелось почитать книги, что же написано на эту тему в теории. Более того, эти практические занятия дали мне направленность в изучении такого рода наук, то есть я не стал читать все подряд и не стал делать туманные выводы о том, что с помощью магии я могу приобрести определенное могущество и могу свою карьеру сделать с помощью магии.

Что я могу, допустим, подчинить себе другого человека или, допустим, мне нравится какая-нибудь девушка и с помощью натуральной магии.... Все эти глупости надо сразу отмести, и на мой взгляд - я говорю только о себе - на мой взгляд, лучше всего заняться практикой, то есть пожить в деревне у каких-то любопытных старух, у каких-то любопытных стариков. Именно в такой конкретной жизни, можно чему-то научиться. То есть, они меня научили хотя бы ходить в лес, хотя бы слушать птиц, хотя бы смотреть на то, как живет муравейник не с точки зрения энтомолога, а с точки зрения обыкновенного человека. Главное в магии, забыть что ты человек, что ты царь природы и прочее, и прочее... Вы же сами понимаете, до чего этот самый царь природы эту природу довел. Конечно, надо сразу себе представить, что ты звено в живой цепи природы и только тогда можно приступить к столь опасной вещи, как книги по алхимии, по эзотеризму, по традиции.

РА - Можно ли выучиться по книгам? Или, по иному - может ли определенное количество прочитанных алхимических трактатов привести к внутренней трансформации человека?

- Насколько я знаю людей и читал о людях - никогда чтение книг ни к чему ни приводит, кроме накопления так называемой эрудиции. Поэтому, само чтение книг, вещь до крайности опасная, я хочу вспомнить, как в романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", к архидиакону Клоду Фроло - трагическому герою пришел к королю Людовику и начал у него выпытывать про алхимию и увидел у него на столе одну из первых печатных книг. Клод Фроло сказал, что, к сожалению, вот этому квадратному предмету, состоящему из листов бумаги, где напечатаны типографской краской всякие тексты, суждено завоевать мир и это очень грустно. Он сказал эпохальную фразу - это убьет то. "Это" - он имел в виду книгу, а под словом "то" он имел в виду архитектуру, готический собор, то есть, что он хотел сказать, что та информация, как сейчас говорят, ни к чему ни приводит, кроме накопления совершенно ненужной эрудиции. Другое дело, мы говорили о созерцании, когда такой человек как Клод Фроло или кто-то, изучающий герметику, смотрит на собор, он находит все, что ему надо - он читает все, что ему надо в этих орнаментах, этих символах.

Он понимает, как и зачем живет этот собор и для чего он есть дороже любой книги или даже десятка книг на эту тему. Когда мы смотрим на собор, мы учимся созерцанию. Когда мы видим в "Соборе Парижской Богоматери" епископа с завязанными глазами, указующего пальцем на какой-то угол в помещении, мы поневоле начинаем задумываться, но задумываться не так, как люди практические. А куда он указывает? По преданию, место куда он указывает, если там поднять какую то плиту в помещении, там зарыт философский камень. Это для людей современного коммерческого духа самое главное и тогда этот человек никогда не будет алхимиком. Нет - мы смотрим куда он указывает, каким пальцем и какую географическую ориентацию несет направление его пальца. Мы смотрим, искажены ли черты лица под его повязкой или они очень спокойны. Словом - мы смотрим на массу деталей. Этих статуй много. И мы можем это долго изучать, не беря никакой книги.

Изучение книг это вещь очень опасная но, поскольку сейчас очень мало людей, которые могли бы быть нашими учителями в этих предметах, нам приходится обращаться к книгам. И далее начинается культура чтения книг. То есть по алхимиии, если мы берем алхимию, написано тысячи книг и большинство из них ни к четру не годятся. Большинство из них написаны таким темным языком, что их можно читать год или два и все равно ничего понять нельзя. Поэтому, при первом столкновении с такого рода книгами, мы сразу понимаем, что надо понять язык, на котором они написаны. Язык, не в смысле латыни, а язык символов, о которых идет речь.Меньше всего думать о цели. В алхимии - это смерть. Что я достигну каких-то успехов, научусь трансформировать металл или трансмутировать металлы и так далее... Как раз это меньше всего должно приходить в голову, когда мы входим в такой предмет, как алхимия или герметика, мы начинаем понимать, что жизнь коротка - искусство вечно. В том смысле, что мы входим в какое-то странное знание, которому нет конца и которое можно изучать всю жизнь.

РА - Так красиво говорите!

- Да ладно...

Окончание в следующей записи...

герметизм, Франциск Ассизский, магия, эзотерика, Евгений Головин, алхимия, природа

Previous post Next post
Up