Бертольт Брехт и Вальтер Беньямин о функции критики

Sep 17, 2017 01:56

Немецкий театральный деятель, писатель Бертольт Брехт (1898-1956) и немецкий философ, теоретик культуры Вальтер Беньямин (1892-1940) о предназначении критики. Текст приводится по изданию: Вицисла Э. Беньямин и Брехт - история дружбы / Пер. с нем. под ред. С. Ромашко. - М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2017. Купить книгу: http://www.ozon.ru/context/detail/id/140242005/.



Еще до начала обсуждения журнала Беньямин и Брехт независимо друг от друга глубоко и разносторонне продумали понимание, содержание и функцию критики; их размышления и легли в основу замысла издания. Заняться критикой их побудил разный опыт, и критика, с которой им приходилось иметь дело, обладала разными формами. Беньямин и Брехт понимали и использовали критику как инструмент социальной теории, кроме того, Брехт интересовался театральной критикой - как автор рецензий в Аугсбурге, как человек, следящий за театральной сценой, а ещё и как объект этой критики. Стремление Брехта сформулировать принципы критики вызвано столкновением с театральной критикой, по-видимому, не основанной ни на чём, кроме личных пристрастий отдельного критика. Будучи мишенью и жертвой критических погромов, Брехт стремился ограничить произвол в критике и заняться «критикой критики». Ещё в 1937 году, обдумывая проект создания «Общества Дидро», Брехт так сформулировал одну из его задач: «Цитирование критики и её критика». В двадцатых годах он осознал, что театральную критику невозможно критиковать и улучшать изолированно, и более систематично занялся философскими и социальными основами критики.

В отличие от Брехта, нуждавшегося в теоретической основе для опыта своего общения с критикой, Беньямину требовалось поверить свои теоретические выкладки практикой. Брехт, ищущий теорию критики, и Беньямин, осмыслявший практику критики, встретились, создав единую стратегию. В написанной в 1919 году диссертации «Понятие художественной критики в немецком романтизме» Беньямин уже изучал эстетические и философские предпосылки и следствия понимания критики ранними немецкими романтиками и его истоками в работах Канта и Фихте. Он оставался приверженным высокой оценке рефлективной критики, разработанной в диссертации. В «Анонсе журнала Angelus novus.» (1921-1922) он программным образом заявлял, что критика должна занять в журнале место, равнозначное литературе и философии. Ставилась задача «вернуть критическому слову былую силу».

В эссе «’’Избирательное сродство” Гёте» (1921-1922), бывшем для Беньямина «как образцом критического произведения, так и предварительной работой к некоторым чисто философским трактатам», он стремился сформулировать задачу критики, достойную такого имени. «Критика ищет подлинное содержание произведения искусства, а комментарий - его предметное содержание». Вынужденный после краха академической карьеры заняться написанием эссе и рецензий для журналов и газет, Беньямин анализировал свой опыт критика, сопоставляя его с критикой, с которой он сталкивался. Полемическим выражением этого опыта является текст «Техника критики в тринадцати тезисах» из книги «Улица с односторонним движением» (1923-1926): «Критик - это стратег в литературной борьбе». В 1930 году Беньямин задумал написать текст, озаглавленный «Задача критика», в котором должна была быть сформулирована программа его критической деятельности. Текст предполагался в качестве предисловия к сборнику его критических эссе, планировавшемуся к выходу в издательстве Rowoblt.

Взгляды Беньямина и Брехта на предназначение критики сближались, хотя различия при этом не исчезали совсем. Они отмечали упадок критики, вызванный, по их мнению, недостатком вразумительных идей и отсутствием критериев. Субъективные суждения, основанные на личном вкусе, заняли место аналитических стратегических программ. Они рассматривали Альфреда Керра как наиболее яркого представителя «вкусовщины», «кулинарной» школы критики. Интересен отрывок Брехта под заголовком «О новой критике», связанный с заметками к проекту журнала Kritische Blätter. Он утверждает, что «отделив так называемую “художественную литературу”, критика выродилась в “заурядное описательство”». Литературу воспринимали изолированно; мысль о её «органической природе, конечно, уничтожает в зародыше любую действенную критику». Брехт предлагал критиковать не только «художественную литературу», но и «современные работы в иных литературных жанрах».

Сходным образом Беньямин, работая в начале 1929 года над статьей «Упадок литературной критики в Германии», оспаривал мысль о невозможности анализа литературы; в заметке «Ложная критика» он писал, что буржуазная критика «удовлетворяет потребность во впечатляющих портретах, темпераментах, оригиналах и ярких личностях». Согласно Генриху Каулену, Беньямин намеревался, ни больше ни меньше: возродить критику как жанр и на этом прочном основании, пока состоящем из обломков, построить будущую теорию эстетики. Было необходимо найти новый способ выполнения незаменимой функции критики и вернуть её утраченное общественное влияние - с помощью полемики или смелой импровизации.

Участники обсуждений собирались полностью посвятить один выпуск журнала «критике» как основной теме. Имелась в виду как критика искусства, на чью низкопробность было принято пенять в 1930 году, так и - как сказал Бенья- мин в ходе обсуждения - критика как предпосылка и средство общественного познания. Брехт предложил Герберту Иерингу написать статью о «Современной театральной критике», а Беньямин считал необходимыми «дебаты» «о том, что успел дать нам материалистический аспект литературной критики (Франц Меринг, Мертен и т.д.)». Критика, как считали участники, должна «стать объектом критики в журнале» и освободиться от «вкусовщины и индивидуализма». Брехт требовал выработать для всякой критической деятельности масштабы, научные основы или систематические возможности оценки.

Отношение к художественной критике как части общей проблемы показательно для высказывания Беньямина 26 ноября 1930 года: "Если рассматривать понятие «критики» в самом широком смысле, как его использовал Кант, мы столкнемся с задачей, неразрешимой без применения кантовской философии. Я мог бы писать здесь о сценической критике или литературной - эти явления нам вполне знакомы, - но если необходимо выразить идеи о критике событий или мира в целом, это будет трудно".

Участники дискуссий стремились к решительной, действенной, не остающейся без последствий критике - по уже упомянутому выражению Брехта, «политике, продолжаемой другими средствами». Едва ли возможно выразить притязание более смело. Концепции «кризиса» и «критики» были направлены на анализ и трансформацию общества.

литература, Беньямин, Брехт, критика

Previous post Next post
Up