Порфирий. Труды. Том I / пер. Т.Г. Сидаша. - СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2017. - 800 с. ISBN 978-5-7164-0707-7.
Порфирий - древнегреческий философ, представитель неоплатонизма. Ученик Плотина, издавший его сочинения, автор жизнеописания Плотина. Данный том составляют творения Порфирия, посвященные этико-теологическим и психологическим проблемам, а также значительная часть экзегетического наследия мыслителя. Книга представляет собой самое значительное собрание в одном томе переводов Порфирия как на русском, так и на новоевропейских языках.
Содержание
От издателя
Отправные точки [в движении] к Умопостигаемому (Сентенции) (перев. Т. Г. Сидаша)
О воздержании от одушевленных (перев. Т. Г. Сидаша) .
Книга I
Книга II
Книга III
Книга IV
Порфирия Философа [письмо] к Марцелле (перев. Т. Г. Сидаша)
Об изваяниях (перев. Т. Г. Сидаша)
Послание к Тавру (О том, как эмбрион получает душу) (перев. Т. Г. Сидаша)
Фрагменты Хроники (перев. Т. Г. Сидаша)
Введение к «Категориям» Аристотеля (перев. А.В. Кубицкого)
Комментарий к «Категориям» Аристотеля в вопросах и ответах (перев. Т. Г. Сидаша)
Комментарии к «Физике» Аристотеля (перев. О. В. Соловей)
Комментарий к «Тимею» Платона (перев. Claudio Napoli Е. И. Иващенко, Е. И. Иващенко, Т. Г. Сидаша, Н. Е. Тюкаловой, О. П. Цыбенко, Л. И. Щеголевой)
Книга первая
Книга вторая
Книга третья
Толкования на «Парменид» Платона (перев. О. П. Цыбенко)
О философии, почерпнутой из Оракулов (перев. Г. Н. Начинкина)
Против христиан (перев. А. Б. Рановича)
О жизни плотина и порядке [написания] его книг (перев. Т. Г. Сидаша)
__________________
Книга Порфирия в том виде, в каком она выходит сейчас, представляет собой приблизительно две трети от двухтомного издания, которое изначально замышлялось нами: первый том должен был стать переизданием моей книги 2011 года,[1] а во второй том должны были войти все комментарии Порфирия, т. е. вдобавок к тому, что мы ныне впервые публикуем, еще и пространнейшие комментарии Порфирия к Гомеру, из которых русскому читателю лучше всего знаком фрагмент, называемый О пещере нимф, а также и второе из философских «житий» - Жизнь Пифагора; предполагалось оставить без изменений все статьи и приложения к первому тому, да и том второй снабдить сопроводительным аппаратом. Жесточайшее сокращение финансирования поставило под вопрос не только изначальный замысел, но публикацию трудов Порфирия в каком бы то ни было виде. Потому, будучи вынужден выбирать между отсутствием всякой книги и книгой предельно аскетичной, я выбрал последнее: не будучи уверен, выживет ли «Квадривиум» в 2017 году, я решил опубликовать все готовые на данный момент к печати тексты переводов - sola scriptura, так сказать. Даже в таком виде наша книга представляет собой самое большое собрание переводов мыслителя на новоевропейские языки в одном томе.[2]
Разумеется, я не теряю надежды на то, что деньги найдутся и мы продолжим начатую работу: во второй том тогда войдут все неизданные в настоящем томе вышеупомянутые работы Порфирия, а также статьи и приложения к обоим томам (это программа-минимум). Возвращаясь к настоящему изданию: работа над новыми переводами шла чрезвычайно непросто, с большими перерывами (в общей сложности 8-9 лет) как из-за больших сложностей с поисками текстов (и здесь не могу не вспомнить с благодарностью Григория Юрганова!), так и из-за почти совершенного равнодушия к переводам древних философов со стороны российского общества (как светского, так и церковного). Отсутствие текстов, интереса, средств - я и сам не вполне понимаю, как в этом вакууме могло быть хоть что-нибудь сделано. Естественно, публикуемые нами сейчас переводы могут и должны впоследствии дорабатываться как со стороны стилистической, так и с формальной, ибо задача «первой проходки» состоит скорее в открытии новых земель, чем в их разработке.
Что касается впервые публикуемых в настоящем томе работ - а это, в первую очередь, полный корпус комментариев Порфирия к Платону и Аристотелю, - то они имеют огромное значение для истории философии. Достаточно указать на то, что для Боэция и Иоанна Дамаскина - отцов западной и восточной схоластики - Порфирий является надежнейшим проводником в философии: они не только воспринимают Аристотеля через призму Порфирия, но и обязаны ему всей целостностью своего умозрения, в том числе и богословского. Именно Аристотель и Порфирий (отнюдь не Платон и Плотин) оказали решающее влияние на мысль европейского средневековья, и сейчас мы можем показать это, что называется, с книгами в руках. Проясняется и «порфирианство» александрийцев IV-V вв., прежде всего Гипатии и Синезия.
Открывается широкий простор для редукций не только в будущее, но и в прошлое, становится возможным проследить метаморфозы экзегетической традиции в рамках античной философии, и здесь становятся весьма актуальными работы, позволяющие уяснить подход Порфирия к богооткровенным (языческим и иудео-христианским) текстам. Отдельно стоит вопрос о влиянии философских «житий» на Афанасия Александрийского и последующую христианскую традицию. Анализируя отступление Порфирия от Плотина, мы сталкиваемся с вопросами, относящимися уже не столько к истории, сколько к существу и смыслу европейской философии и ее самоидентификации. Одним словом, в связи с вводящимися впервые в научный оборот на русском языке текстами возможно создать целую литературу.
Т.Г. Сидаш
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy- в телеграм:
http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках:
https://ok.ru/podosokorsky