Александр Сидоров - Зарождение средневекового историописания

Feb 24, 2017 16:47

Историк Александр Сидоров о жанре церковных историй, «Хронике» Евсевия Кесарийского и модели повествования в средневековом историописании.

В IV-VI веках на позднеантичном пространстве появляется много текстов, написанных в духе античных традиций, для которых характерно представление о циклическом характере времени. Тексты, описывающие историю, которая происходит в границах римского мира (это регион Средиземноморья), преимущественно противопоставляют римлян варварам и несут на себе выраженную печать литературной работы - тексты пронизаны риторикой. Все это типично для историописания античной эпохи.



«Церковная история» Евсевия показывает нам линейное время, разорванное, которое начинается с момента сотворения и закончится Страшным судом. В такой эсхатологической перспективе история церкви, а потом и история человечества обретает особый моральный смысл, и этого не было в Античности. Вместо противопоставления римлян варварам приходят противопоставления иного плана - христиан и нехристиан. Это существенно поменяло внутреннюю структуру повествования и вообще раздвинуло границы исторического повествования - границы, которые охватывал рассказ.

image Click to view



Второй важный момент в становлении средневекового историописания в это время - появление жанра всемирной истории. У ее истоков на Востоке стоял Иоанн Малала, на Западе - Павел Орозий, написавший «Историю против язычников». Это были тексты, которые описывали историю человечества от момента создания человека до сегодняшнего дня, понимая, что есть некоторая перспектива - Страшный суд, который должен наступить через определенное количество лет. В основе всемирных историй лежали идеи, сформулированные в «Церковной истории» Евсевия. Это был другой формат, показывающий историю мира вообще, а не только какой-то его части.

Отсюда

Средние века, историография, Евсевий Кесарийский

Previous post Next post
Up