Новая поэтическая сцена Петербурга открылась стихами Парщикова

May 29, 2014 15:00

24 мая Константин Шавловский объявил о запуске литературной программы «Порядок слов» на Новой сцене Александринского театра. Проект открылся вечером, посвящённым памяти выдающегося поэта Алексея Парщикова. В этот день ему исполнилось бы 60 лет. В круглом столе участвовали писатели и критики Андрей Левкин, Александр Скидан и Дмитрий Голынко. С помощью Skype к дискуссии подключились Владимир Аристов и Илья Кукулин (Москва), Евгения Осташевский, Илья Кутик и Михаил Эпштейн (США). Вели вечер создатель магазина-клуба «Порядок слов» Константин Шавловский и редактор Екатерина Дробязко.



Алексей Парщиков (1954 - 2009) принадлежит к кругу поэтов-метареалистов, наряду с Иваном Ждановым и Александром Ерёменко. По словам Эпштейна, «метареализм открывает множественность реальностей: той, что явлена зрению муравья, и той, что свернута в математической формуле, и той, про которую сказано “неба содроганье”». Поэтика этих авторов производила сильное впечатление в 80-е - а в следующее десятилетие стала уходить на второй план. Как считает Александр Скидан, это случилось во многом потому, что читатели открыли нонконформистское искусство. Между тем метареализм многими нитями был связан с советскими поэтами, от Сельвинского и Мариенгофа до Пастернака и Вознесенского. «Пройду, как образ входит в образ /И как предмет сечет предмет», сформулировал Борис Пастернак. При этом поэтика и Жданова, и Парщикова «была перпендикулярна советской».

Однако во второй половине 2000-х читатели стали воспринимать их тексты совершенно иначе: как «сновидческие, подвешенные между континентами» (А. Скидан). А критика и поэта Дмитрия Голынко стихи Парщикова научили «производить оптические деформации и видеть фракталами». На вечере Дмитрий попробовал рассмотреть его творчество в рамках концепции «века поэтов» Бадьё.

Свою точку зрения противопоставил ему писатель Андрей Левкин. Он считает, что в поэзии Алексея Парщикова метафор нет. По словам Левкина, есть вещи, которые нельзя описать, - но они существуют сами по себе. Именно для того, чтобы «перевести их во внятную суть», поэт использовал штуки, похожие на метафоры. И ему удалось воплотить в текстах «опыт иного пространства» - в его внутреннем действии, причем без действующих персонажей. Со стороны это может показаться объективистским взглядом на вещи. В то же время Парщиков хотел найти «коммуникатор, который вводил бы в переживание». Чтобы пояснить свои слова, Левкин читал стихи из нового сборника поэта «Дирижабли».

Во второй половине вечера в дискуссии выступили online-участники: известные литературные критики поэты В. Аристов, И. Кукулин, Е. Осташевский, И. Кутик и философ М. Эпштейн. Ведущие представили книгу стихов Парщикова «Дирижабли», вышедшую в «Поэтической библиотеке» издательства «Время», и 126-й номер журнала «Новое литературное обозрение». Напоследок участники прочли стихи Алексея Парщикова.

Автор: Ольга Логош
http://krupaspb.ru/piterbook/events.html?ym=&arc=0&nn=2440&np=1

Парщиков, литература

Previous post Next post
Up