"Начнём рассмотрение функционирования персонажей в постфольклорном пространстве с пары Клара и Карл, пришедших к нам из скороговорки Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Есть и другие варианты этой скороговорки, в том числе и дополнения, но этот значительно более известный. Именно на него опираются и стишки, не учитывая информацию о том, что, например, Кларе приписываются такие характеристики, как королева, карлица, краля и т. п.
По запросу ‘карл клар’ поисковая система на «Поэтории» предлагает 32 стишка. В целом ряде из них персонажи скороговорки смешиваются, как Бетховен или Ван Гоголь (как кажется, тут трудно разделить парадигматический и синтагматический типы), с реальными людьми: Кларой Цеткин, Карлом Либкнехтом или даже Карлом Марксом. Цеткин, в частности, опознаётся по появлению её подруги Розы Люксембург:
чтоб испортить дамам
праздничный досуг
карл украл у клары
розу люксембург
© ОК
карл либкнехт вместе с кларой цеткин
шли по этапу за урал
а начиналось всё с кларнетов
с коралл
© ай эм
карл маркс украл у клары цеткин
кораллов алых поцелуй
у карла на усах помада
у клары волос на губе
© i-mel
у клары карл украл кораллы
а клара сперла капитал
© Борис Борукаев
В последнем стишке на Карла Маркса указывает капитал, то есть его главный труд - «Капитал». Появляются в стишках и другие, возможно, менее ожидаемые Карлы и Клары:
кораллы будулай у карла
намедни выиграл в очко
и возвратил хозяйке кларе
лучко
© bespamiatnyh
слыхал украла клара цеткин
кларнет у карла фаберже
© Sерёга
достругивая буратину
задумался довольный карл
куда б теперь приделать кларин
коралл
© ВайшуМайт
Как выше «Капитал» намекал читателю на Карла Маркса, так и в последнем порошке Буратина намекает на папу Карло. Характеры Клары и Карла в каком-то смысле обогащаются за счёт информации о реальных Кларе (Цеткин, Лучко) и Карле (Либкнехте, Марксе, Фаберже) и открывают перед ними новые жизненные пути. Но стоит вернуться к скороговорке и посмотреть, как развиваются события и отношения канонических персонажей.
Собственно, возможностей две, и обе отрабатываются в стишках. Первая пессимистическая означает неизбежную старость и пришедшую с ней усталость.
кларнет от старости рассохся
и потускнел давно коралл
иных уж нет далече клара
и карл
© Трехдюймовочка
лежат нетронуты кораллы
и потускнел в углу кларнет
не то чтоб карлов не хватает
клар нет
© iДасукин
Но чаще встречается оптимистичное развитие событий, когда герои сохраняют первоначальную страстность:
пусть карл и клара постарели
но пронеся сквозь годы страсть
всё смотрят что бы друг у друга
украсть
© колик
войдя во вкус у карла клара
украла за истекший год
тромбон волынку вувузелу
фагот
© Нестер Пим
апофеоз хищений карла
украл у клары куллинан
сложнее кларе клара тырит
орган
© o-znake"
Ковшова М.Л., Кронгауз М.А. Смех не без причины. Язык и механизмы комического в новых жанрах интернет-поэзии : монография / М.Л. Ковшова, М.А. Кронгауз. - Москва: Дискурс, 2024. - 208 с.: ил.
Аннотация: В книге описываются популярные жанры современной поэзии, которые живут в интернет-пространстве и больше известны, как стишки «пирожки», «порошки», «депрессяшки» и др. В центре внимания находятся особенности языка стишков и языковые механизмы, вызывающие комический эффект.