Джеймс Стоуртон о библиотеке Отто Шефера (1912-2000)

Mar 27, 2024 15:25

Из книги: Стоуртон Д. Великие коллекционеры нашего времени. Европа и Азия / Джеймс Стоуртон; пер. с англ. Ирины Литвиновой. - М.: Слово/Slovo, 2023. - 368 с.

"«Одно из семи чудес библиофильской вселенной» - так Николас Баркер незабываемо описывал библиотеку Отто Шефера (1912-2000). Это было архисложное собрание, и, несмотря на неоднократные попытки классифицировать его, никакое краткое описание не может охарактеризовать его в полной мере. Как это часто бывает, сам коллекционер дал лучшую оценку своей библиотеке, когда в 1976 году в Сан-Франциско получал медаль Томаса Мора за коллекционирование книг. Он разделил коллекцию на гравюры старых мастеров, иллюстрированные печатные книги XV-XIX веков, переплеты и немецкую литературу 1600-1850 годов.



Разделы, разумеется, искусственные и весьма условные: Шефер редко рассматривал их порознь, и они, безусловно, не отражают многочисленные направления его коллекционирования. Отто начал собирать гравюры еще подростком, и мать всячески поощряла это занятие. Семья заработала состояние на производстве шарикоподшипников, чем славился его родной Швайнфурт, бывший имперский город. Первыми покупками Отто были гравюры Дюрера и Рембрандта очень низкого качества, которые продавались по дешевке, но, по крайней мере, это были подлинники. Методом проб и ошибок он натренировал глаз и научился различать высокую, глубокую и плоскую печать. Отто рано усвоил, что одного только глаза недостаточно, и начал формировать свою несравненную справочную библиотеку.

Начитанный ребенок, он играл на фортепиано, кларнете и лютне. Как это бывало со многими будущими коллекционерами, ему запрещали заниматься спортом по медицинским показаниям, что стимулировало его интеллектуальное развитие. В 1936 году он поступил на работу в семейную фирму, где оттрубил 53 года, и в том же году женился на своей обожаемой избраннице Иде. Война неизбежно опустошила Швайнфурт, и Отто смог возобновить коллекционирование лишь в 1950 году, когда решил сосредоточиться на гравюрах трех корифеев: Дюрера, Мартина Шонгауэра и Рембрандта. В то же время, как рассказывал его сын Отто, он понял, что «книжные иллюстрации так же необходимы для его коллекции, как и гравюры». Наставником и поводырем Шефера стал мюнхенский книготорговец Адальберт Лаутер, который признавал несовершенства только в редчайших книгах, как пробные оттиски в Космографии Птолемея (1477).

Поначалу Шефер, сдержанный и молчаливый по натуре, хотел оставаться анонимным коллекционером, но вскоре понял, что это неправильно: «Только откровенный диалог между коллекционером, экспертами и книготорговцами может обогатить знания коллекционера и открыть новые перспективы в развитии его коллекции». Одним словом, коллекционирование предполагает общение, и лучшие экземпляры часто приходят благодаря дружбе и советам. Отто любил повторять, что «коллекционеры и дилеры дополняют друг друга, как сердце и легкие». Для коллекционера книг первостепенное значение имеет каталог, а для Отто Шефера, жителя промышленного Швайнфурта, каталог был спасательным кругом, двигателем и компасом его деятельности.

Гравюры привели его к блочным книгам и отдельным ксилографическим листам. Был Шефер коллекционером-эстетом или коллекционером-интеллектуалом? Несомненно, в нем совмещались оба эти качества. Он владел 300 инкунабулами, и каждая была по-своему привлекательна: текстом, иллюстрациями, переплетом или просто редкостью. Он не раз подчеркивал, что его ранние книги поступали из 116 различных печатных центров, и, как Лепорелло в знаменитой арии в опере Дон Жуан, с удовольствием перечислял их: 61 в Германии, 21 в Италии, 13 во Франции, десять в Голландии, семь в Испании и четыре в Англии.

Возможно, кульминационный момент в жизни коллекционера Шефера наступил в 1970 году, когда состоялся знаменитый визит в Германию клуба Гролье - старейшего сообщества библиофилов в Нью-Йорке. Яркой финальной точкой программы пребывания членов клуба стала поездка на частном поезде класса люкс из Мюнхена в Швайнфурт для осмотра библиотеки Шефера. Гости испытали истинное наслаждение, когда увидели 190 книг, которые приготовили для осмотра коллекционер и его выдающийся библиотекарь Манфред фон Арним. Многие из этих книг и сегодня в собрании. Рубрикация впечатляет: Майнц, Аугсбург, Ульм, Франция, Италия; Птолемей, Эзоп, Теренций, Боккаччо, Гораций; «Антихрист», «Пляска Смерти», «Игры», «Печатное дело», «Уникальные экземпляры», «Переплеты» и многое другое.

Шефер показал и фрагмент Майнцской псалтыри 1457 года, 13 листов Библии Гутенберга, необыкновенную коллекцию блочных книг, книги об Антихристе и Библии. Фетишем Отто Шефера были отдельные листы XV-XVI веков, и он собрал ни много ни мало 32 уникальных экземпляра. При том что основное направление в коллекционировании книг и отдельных листов состояло в демонстрации развития ксилографии и гравюры в XVI-XVII веках, Шефер с удовольствием отклонялся от курса. Он питал слабость к оформлению книги и владел несколькими замечательными рукописными книгами, в том числе писца Лудовико Вичентино дельи Арриги и гравёра Жоффруа Тори (оба - шрифтовики. Примеч. ред.). Конечно, он любил и переплеты, всегда настаивая на том, чтобы книги по возможности были в оригинальных переплетах.



Ему принадлежали переплет Лауринуса и два инкрустированных переплета Фуггера, в том числе великолепный многоцветный образец alla greca, за который Пол Гетти бился, и успешно, на аукционе по распродаже коллекции Шефера. В 1965 году Отто робко спросил Ханса Крауса, может ли он стать членом клуба Гролье. Краус ответил, что не видит проблем, и Шефер добавил: «Только не забывайте, что у меня всего лишь четыре переплета Гролье. Этого достаточно?» Краус заверил его, что этого более чем достаточно. При всей своей учености и сосредоточенности Шефер выяснял провенанс и обладателей экземпляров, входивших в его коллекцию.

После его смерти фонд организовал памятную выставку, отдавая дань уважения великим библиофилам прошлого, которые до Шефера владели теми же книгами, что и он: императорам Максимилиану I, Рудольфу II и почти каждому немецкому коллекционеру, королевских и некоролевских кровей, в том числе Пиркхаймеру, Теодору Блоху, Иерониму Эбнеру, Генри Хату, герцогу де Риволи, лорду Кроуфорду, Дж. П. Моргану.

Пару раз Шефер покупал коллекции целиком: в 1961 году - коллекцию первых немецких изданий, принадлежавшую Ротманну, но самой впечатляющей стала покупка в 1974 году библиотеки французских иллюстрированных книг XVIII века Жана Фюрстенберга - логического дополнения к его более ранним коллекциям. В 1980-е годы он задумался о будущем своей коллекции и рассматривал три варианта: захочет ли его семья продолжить его дело, следует ли продать библиотеку, чтобы позволить новым коллекционерам пережить тот же волнующий опыт, что переживал он сам в процессе ее создания, или сохранить библиотеку для общества. На самом деле ему удалось выполнить все три задачи.

В 1989 году он учредил фонд библиотеки, а три года спустя открыл для публики нынешнюю библиотеку-музей в длинном низком здании с хорошо защищенными хранилищами, в двух шагах от своей виллы. Город Швайнфурт разместил там и дополнительные материалы, в том числе коллекцию старинного стекла Морелля, и это место стало чем-то вроде культурного центра. К сожалению, вскоре после завершения строительства здания конкурентное давление усугубило финансовый кризис. Шефер, для которого превыше всего была преданность семейному бизнесу и работникам, предпринял решительные действия, чтобы сохранить основную коллекцию немецких книг, включая все ранние печатные и иллюстрированные издания, а также коллекцию гравюр Дюрера. Остальное пришлось продать".

библиофилы, коллекционирование, книги, библиотеки, Рембрандт, Германия, Дюрер

Previous post Next post
Up