26 января в возрасте 93 лет отошел к Богу архиепископ Анатолий (в миру Евгений Власович Кузнецов) - епископ Русской православной церкви на покое (с 2017 года), бывший епископ, затем (с 1993) архиепископ Керченский, викарий Сурожской епархии (1990-2001, 2002-2017). На момент смерти старейший (по возрасту) архиерей РПЦ. Он будет погребен в историческом некрополе Московской духовной академии, который располагается в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
В интервью "Правмиру" владыка Анатолий рассказывал о своей службе вместе с митрополитом Антонием Сурожским в начале 1990-х годов: "На меня, как на викария, легли, по сути, обязанности секретаря митрополита Антония. Телефонный номер владыки знали только его личные знакомые. Поэтому все звонки на его имя проходили через мой телефон, и я ему докладывал. Тогда никаких секретарей не было, да и Успенский собор в Лондоне был открыт только по воскресным и праздничным дням. Это сейчас у нас ежедневные службы, а в конце 80-х - начале 90-х ситуация была другая. Кроме того, я исполнял обязанности обычного требного священника, одинаково вместе с владыкой Антонием. Крестил, отпевал, служил молебны".
В другом интервью он так отозвался о митрополите Антонии: "У владыки действительно многому можно было поучиться, ведь он был человеком искренним и цельным. Он обладал скромностью и смирением перед Богом и людьми. Он был большой молитвенник. То, как он вел себя в алтаре, как там молился, было непередаваемо: он обыкновенно тихо входил из боковой двери в алтарь, кланялся престолу, облачался и, стоя перед престолом, упираясь в свой посох обеими руками, углублялся в молитву. Вокруг него было полное молчание. Владыка часто со слезами на глазах молился во время богослужений. Он был очень благоговейным человеком.
У него была полная непритязательность в быту. Настоящая монашеская жизнь. Если почитать его автобиографические заметки, то там можно найти, как он себя в этом плане с детства воспитывал, да и детство-то у него было нелегкое - полуголодное существование в эмиграции. Потом, уже во взрослой жизни - война, служба на фронте. Владыка вел богослужения очень скромно, уделяя главное внимание молитве, центром которой был алтарь. И в этом центре - алтаре - владыка строго придерживался полного молчания и не допускал ненужных разговоров.
В общем главными чертами его характера были скромность и деликатность. Он был в высшей степени деликатным человеком. За все годы моего служения здесь я от него ни разу грубого слова или нарекания какого-то не слышал. Это было его подходом и к другим людям: он не осекал просто так, чтобы потом человек и мир душевный потерял. Нет. Сколько людей пишут о его внимательном, углубленном отношении к каждому человеку! Сам владыка много говорил о том, как важно уметь слушать и слышать другого человека.
Еще интересно вспомнить вот что: когда я только что приехал по его приглашению на служение в Лондон, то владыка прямо-таки настоял, чтобы мы с ним были только на «ты». И когда я, забывая, обращался к нему на «вы», он делал «определенное лицо», давая мне понять, что я сбился. По правде говоря, мне это далось не сразу. Кто я и кто митрополит Антоний? Мне было далеко до него, чтобы называть его на «ты». Но со временем я к этому привык, потому что он обращался со мной как собрат. Мы с ним были очень близки. Он со мной во многом был очень откровенен, часто спрашивал моего мнения и делился со мною своими мыслями".
Вы можете подписаться на мой телеграм-канал:
https://t.me/podosokorsky