Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве: Сборник статей по материалам международной научной конференции: Москва, 15-18 сентября 2021 года / Гос. ин-т искусствознания; ЦМиАР. Редкол.: А.В. Захарова, Л.И. Лифшиц, М.А. Маханько (отв. ред.), К.Б. Образцова, О.В. Овчарова (отв. ред.), Г.В. Попов, М.И. Яковлева. - М.: Музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, 2023. 864 с.: ил.
Аннотация: В сборник вошли статьи по материалам конференции "Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве", состоявшейся 15-18 сентября 2021 года и посвященной 800-летию со дня рождения св. Александра Невского (1221-1263). Работы отечественных и зарубежных специалистов освещают круг проблем, связанных с изучением древнерусского, византийского и восточнохристианского искусства XIII века, а также с осмыслением образа св. Александра Невского в художественной культуре XVI - начала XX века.
Содержание
Лифшиц Л.И., Захарова А.В., Яковлева М.И. Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве 13-22
I. Древнерусское искусство эпохи святого Александра Невского 25
Антипов И.В. Новгородская архитектура конца XIII - начала XIV века: новые исследования 26-37
Шалина И.А. Икона Богоматери Умиления из Белозерска в диалоге восточнохристианской и западной культуры 38-71
Евсеева Л.М. Ростовские иконы раннего XIII века «Христос Вседержитель» и «Богоматерь Воплощение» как памятники русско-византийских художественных связей 72-89
Manukian A. The Virgin Cycle on the West Door of the Suzdal Cathedral [= Богородичный цикл на западных вратах собора Рождества Богоматери в Суздале] 90-105
Саенкова Е.М. К уточнению иконографической программы иконы «Илия Пророк в пустыне, с житием и Деисусом» середины XIII века из села Выбуты 106-123
Першина Д.С., Першин Д.С. Икона «Илия Пророк в пустыне, с житием и Деисусом» из села Выбуты в свете последних исследований 124-141
Гладышева Е.В. Икона «Спас на престоле с избранными святыми на полях» из собрания ГТГ: еще раз об иконографической программе и месте памятника в искусстве Новгорода последней четверти XIII века 142-165
Царевская T.Ю. Храмовая икона церкви Николы на Липне: от замысла к воплощению 166-209
Смирнова Э.С. Рукопись Лобковского Пролога (ГИМ, Хлуд. 187) как памятник новгородского книжного искусства XIII века 210-219
Лифшиц Л.И. К вопросу о стиле миниатюр Симоновского Евангелия 1270 года 220-231
Житкова Т.В. «Сионцы» из Рязанского клада 1822 года. Новые архивные данные и уточнение типологии 232-241
II. Искусство византийского мира в XIII веке 243
Виноградов А.Ю. Церковная архитектура государств византийской ойкумены в XIII веке: в поисках стиля 244-269
Mamaloukos S. Architecture in southeastern Central Greece during 13th and 14th centuries [= Архитектура юго-восточной Центральной Греции в XIII-XIV веках] 270-301
Chouliaras I. P. Thirteenth-century frescoes in Epirus with western influences [= Фрески XIII века с западными влияниями в Эпире] 302-317
Bitha I. Iconographic preferences in church mural decoration in Kythera, Greece, in the 13th century [= Иконографические особенности в росписях церквей на острове Кифера в Греции в XIII веке] 318-333
Katsioti A. Merely Eastern: Aspects of monumental painting in Rhodes and the Dodecanese in the 13th century [= Только восточное: монументальная живопись Родоса и Додеканесских островов в XIII веке] 334-353
Адашинская А.А., Виноградова Е.А. Новооткрытые фрески монастыря Сумела в Понте: датировка, иконография и стиль 354-391
Овчарова О.В. Миниатюры Четвероеевангелия Ms. Ludwig II 5 (GA 679) из Музея Гетти: вопросы стиля и хронологии создания 392-413
Орецкая И.А. Рукопись Нового Завета из Российской национальной библиотеки (греч. 101): о времени создания и художниках, участвовавших в поновлении ее миниатюр в конце XIII века 414-427
Starodubcev T. Serbia and the Christian East in the 13th century. Minuatures of the Prizren Gospel as a testimony of artistic connections [= Сербия и христианский Восток в XIII веке: миниатюры Призренского Евангелия как свидетельство художественных связей] 428-451
Marchionibus M. R. Magical seaks in Apulian caves: The case of the Crocefisso crypt at Ugento [= Магические печати в апулийских пещерах: случай крипты Крочефиссо в Удженто] 452-471
Хелу Н. У истоков монументальной живописи XIII века в Ливане 472-487
Акопян З.А. Между Византией и Кавказом: Иконографические особенности росписи церкви Св. Григория (Тиграна Оненца) в Ани (первая половина XIII века) 488-503
Микаелян Л.Ш. Проводники душ и небесные стражи: образы сирен и сфинксов в армянской пластике XIII века и в искусстве исламского Востока 504-521
III. Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI - начала XX веков 523
Антонова Л.И. Иллюстративный ряд Слова похвального «О велицем князе Александре Ярославиче» в Лицевом летописном своде 1560-1570-х годов 524-537
Маханько М. А. Каким иконам молился св. князь Александр Невский по представлениям мастеров Лицевого летописного свода 538-557
Назарова Г. А. Об одном раннем иконном образе святого Александра Невского в частном собрании 558-573
Алехина Л.И. Служба благоверному князю Александру Невскому как образец для гимнографов XVII-XVIII веков 574-593
Белик Ж. Г. Редкие варианты иконографии Александра Невского в церковном искусстве Нового времени 594-623
Иванникова А. П. Орден Св. Александра Невского и новая иконография благоверного князя в произведениях XVIII века 624-639
Черкашина Г.П., Соболева М.Е. Изображения святого благоверного князя Александра Невского в Троице-Сергиевой лавре 640-659
Кондрашкова Л.В. Служба благоверному князю Александру Невскому знаменного распева из поморских Трезвонов XVIII века в собрании ЦМиАР 660-675
Гуревич Д.А. История создания и атрибуции иконы благоверного князя Александра Невского и избранных святых из храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге 676-693
Сведения об авторах 694-701
Список сокращений - 702
Вы можете подписаться на мой телеграм-канал:
https://t.me/podosokorsky