Юрий Карякин о Вяч.Вс. Иванове: "Несокрушимый столп преемственности культуры"

Jul 22, 2023 04:20

93 года назад родился Юрий Фёдорович Карякин (1930-2011), советский и российский литературовед, писатель, публицист, общественный деятель, автор ряда работ о творчестве Ф.М. Достоевского, народный депутат СССР (1989).



15 сентября 2003 года он оставил такую запись в своем переделкинском дневнике: "Прочитал интервью с Комой Ивановым в “Новой газете”, № 67 (“Ждали конца света, а свет просто остановили”). Завидую его знаниям, эрудиции, завидую искренне и доброжелательно. Может быть, действительно нет сейчас в России, а может быть, и в мире, более эрудированного человека.

Но какова его ЭПОХА в науке? А может быть, дело просто в том, что он воплотил ЭПОХУ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЗНАНИЯ, ЖАЖДУ СИНКРЕТИЧНОСТИ ЗНАНИЯ - И НАУЧНОГО И ЗНАНИЯ ИСКУССТВА. Совершить это (а он - совершил) куда труднее, чем было для Леонардо.

Конечно, Вяч. Вс. Иванов - несокрушимый столп преемственности культуры, синтеза знаний искусств и наук (как гуманитарных, так и естественных). Непревзойденный “склеиватель” “разорванных позвонков”. Невероятная нравственная устойчивость - ни на йоту в этом отношении не уклонился. Воплощение нравственного достоинства познания и синтеза его, познания. СОХРАННОСТЬ, да еще и сохранность того и другого в новых условиях - заслуга, может быть, небывалая…

Да, он очень рано понял, что такое сталинизм, ленинизм и т.п., но в общем-то это элементарно для человека культуры уровня А.А. Ахматовой. Но тогда (по контрасту) это, конечно, подвиг. Его поведение во всем конфликте властей с Пастернаком, во время травли А.А.А. и Пастернака".

***

А это фрагмент из упомянутого Карякиным интервью Вяч.Вс. Иванова "Новой" (на сайте самого издания текст теперь скрыт, но он, к счастью, сохранился в виде перепечаток на других ресурсах) - о силе просвещения: "В 30-е годы прошлого века о науке понятно и занимательно писали сами ученые. Я лично им очень обязан, ибо первые научно-популярные книги читал именно тогда, лет в семь-восемь. Вынужден был из-за болезни лежать в окружении горы всяких книг.

Помню сильнейшее впечатление от "Солнечного вещества" Матвея Петровича Бронштейна. Это был замечательный ученый и изумительный детский писатель, друг Ландау, арестованный вместе с ним. По ходатайству Капицы Ландау освободили. За Бронштейна тоже хлопотали. Но было уже поздно: следователь убил его во время допроса.

Не меньшее впечатление было от "Письма греческого мальчика" Соломона Яковлевича Лурье - о жизни и культуре Афин времени их расцвета. В увлекательной книжке, обращенной к детям, Лурье удалось выразить очень глубокие идеи.

Помню встречу Нового, 1957 года дома у Юлия Борисовича Харитона и свой длинный ночной разговор с Ландау. О теории относительности. О взаимозависимости пространства и времени. И еще знаете о чем? Он говорил, что одна из главных целей, которую он перед собой ставит, - популярная физика для широкого читателя, понятная всем, буквально детям. Это то, что потом помог ему осуществить Александр Исаакович Китайгородский. А ведь курс теоретической физики Ландау - Лифшица, который Лев Давидович собирался низвести до "детского" понимания, был непрост для освоения даже сообразительными студентами.

Я бы даже не назвал это популяризацией. Это нечто большее. Нам сегодня нужно очень серьезно позаботиться о детской и юношеской литературе по науке в связи с главной задачей страны - создать думающее молодое поколение. Для этого все основания есть, хотя многое в организации нашей жизни и общества этому противостоит. И нам пора включать свет. Нужно только не потерять время".

Вы можете подписаться на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Юрий Карякин, Вячеслав Всеволодович Иванов

Previous post Next post
Up