Во Франции в возрасте 71 года после тяжелой и продолжительной болезни скончалась искусствовед Лиана Шелия-Рогинская, вдова художника-нонконформиста Михаила Рогинского (1931-2004). Они познакомились на одной из полуподпольных выставок в Москве. Как рассказывает завотделом новейших течений Третьяковки Ирина Горлова: «Все друзья Рогинского говорят о страшной неустроенности и бедности, в которой жили Рогинские. Нана подрабатывала вязанием, несмотря на то что она была дипломированным историком искусства. Но чтобы как-то существовать и помогать первой семье, где остался сын, Рогинскому средств не хватало, они жили очень трудно и тяжело».
В 1978 году Рогинские переехали во Францию. Коммерческого успеха у Рогинского в Париже не случилось, и Лиана работала на разных поприщах, зарабатывая деньги, чтобы ее муж мог спокойно писать картины. В маленькой парижской квартире все стены занимали холсты, иногда висевшие в несколько слоев, пишет Милена Орлова. После смерти Рогинского в 2004 году устройство выставок осложнялось нерешенным вопросом с его наследием. Он не оставил завещания, и первая семья художника - жена и сын - претендовала на его часть. По этой причине была со скандалом отменена планировавшаяся выставка в ГМИИ.
Лиана (друзья звали ее Нана) Рогинская много лет занималась наследием супруга и сохранением памяти о нем. Была соучредителем Фонда Рогинского вместе с меценатом Инной Баженовой при поддержке фонда In artibus и в сотрудничестве с Центром изучения культуры России при Университете Ка-Фоскари в Венеции.
В 2009 году в издательстве «НЛО» вышел сборник воспоминаний о «О Михаиле Рогинском. Дураки едят пироги», а в 2014 году в Венеции прошла ретроспектива «Михаил Рогинский. По ту сторону красной двери». В 2021 году заявила в комментарии для СМИ: «После смерти мужа я считала главной своей целью демонстрировать его творчество и составлять сводный каталог всех его работ для того, чтобы Михаил Рогинский занял то место в искусстве, которое ему принадлежит по праву».
Также в одном из интервью Лиана Рогинская говорила: «Когда-нибудь - неважно, сколько пройдет времени, неважно, увижу я это или нет, - картины Миши будут висеть в самых крупных музеях рядом с другими большими художниками ХХ века - рядом с Ротко, с Бэконом, с Фрейдом, потому что им место там».
Вы можете подписаться на мой телеграм-канал:
https://t.me/podosokorsky