Вышла книга: "Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения" (ИМЛИ РАН, 2022)

Oct 13, 2022 22:05

Вышла книга, подготовленная нашим Научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ РАН.

Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения / гл. ред. Т.А. Касаткина. - М.: ИМЛИ РАН, 2022. - 864 с.

Аннотация: Предлагаемое читателю издание - третья книга проекта «Романы Ф.М. Достоевского: современное состояние изучения», создаваемого содружеством ученых разных стран; первая была посвящена роману «Идиот» (М.: Наследие, 2001), вторая - роману «Братья Карамазовы» (М.: Наука, 2007). В книге анализируются проблемы личности в процеcсе становления, повествовательная структура романа, позволяющая выражать сложные философские и богословские идеи автора сквозь речь героя-подростка, рассматривается соотношение черновых записей и публикуемого текста, исследуется богатейшая система аллюзий, реминисценций, прямых и скрытых цитат, вводящих в текст Достоевского священные, литературные, живописные и музыкальные тексты европейской и русской культуры, анализируются постановки романа и т.д.



Публикуются аналитические обзоры исследований, посвященных роману в XX-XXI веках в России и за рубежом. Для читателей, любящих Достоевского, а также для филологов, философов, богословов.

Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», поэтика, герменевтика, текстология, рецепция, обзоры исследований, цитата, реминисценция, книга Иова, история дома Давидова, гностицизм, Ротшильд, Гете, Диккенс, Вольтер, Гейне, Гуно.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие (Татьяна Касаткина) . . . . . . . . . . . . . 17

ГЕРМЕНЕВТИКА. ПОЭТИКА

Татьяна Касаткина.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» . . . . . . . . . . . 25
«Идея» героя и идея автора . . . . . . . . . . . . . . 27
Два образа солнца . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Пунктуация как художественный прием: «только открывающая кавычка» . . . . . . . . . . . . 77
Словесная икона в эпилоге романа . . . . . . . . . . . 84
Образ Версилова с точки зрения теории эмоционально-ценностных ориентаций . . . . . . . . . . . . . . . 92
Книга Иова в романе: бессмысленные страдания и теодицея . 99
«Где Он живет?»: поставленный в романе вопрос о месте обитания Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106

Татьяна Магарил-Ильяева.
Комедия Вольтера «Блудный сын» в романе Достоевского «Подросток» . . . . . . . . . . . . 115

Инна Гажева.
«Я закат не люблю»: семантика закатных символов в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» . . . . . . . . . . 137

Елена Степанян-Румянцева.
«Подросток» - роман ви´дения . . . . . . . . . . . . . . 158

Ольга Меерсон.
«Подросток» как воспитание чувств . . . . . . . . . . . . 186

Юрий Корриган.
Аркадий бессмертный (Достоевский о душе, пребывающей вне тела) . . . . . . . . 205

Мария Кандида Гидини.
Исповедь и письмо в романе Достоевского «Подросток» . . . . . 227

Татьяна Ковалевская.
Деньги и личность - «Записки из Мертвого дома», «Игрок», «Подросток» . . . . . . . . . . . . . . . . . 240

Николай Подосокорский.
Легенда о Ротшильде как «Наполеоне финансового мира» в творчестве Ф.М. Достоевского . . . . . . . . . . . . . 257

Татьяна Боборыкина.
Уже не подросток, еще не князь . . . . . . . . . . . . . . 275

Анастасия Гачева. «Восстановление родства»: роман «Подросток»
как пролог к диалогу Н.Ф. Федорова и Ф.М. Достоевского . . . . 309

Ольга Богданова.
Проблема красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» . . . . . . . . . . 338
«Живая жизнь» . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
«Последний ангел» . . . . . . . . . . . . . . . . 352

Марина Шалина.
К вопросу о «живой жизни» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» . . . . . . . . . . . . . 365

Светлана Капустина.
Концепт «беспорядок» в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» . 381

Татьяна Ковалевская.
«Фауст» Ш. Гуно и художественные принципы Достоевского . . . 403

ТЕКСТОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ТЕКСТА

Наталья Тарасова.
Проблемы текстологического исследования романа «Подросток» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
Творческие дневники Достоевского . . . . . . . . . . 433
От графики - к биографии и творчеству: новое имя в черновиках к роману . . . . . . . . . . . 454
Семантика и идеография условных знаков в черновых рукописях романа . . . . . . . . . . . . 471
Аллюзия и реминисценция в рукописях романа: (Элегия В. А. Жуковского «Сельское кладбище») . . . . . 496
Образ заходящего солнца в романе: Достоевский и Диккенс . . . . . . . . . . . . . . . 504
Интермедиальные связи в романе: икона - картина - храм . 515
Фаустовская сцена в романе: литературный и музыкальный аспекты . . . . . . . . . . . . . . 524

Виктор Димитриев.
«Детские» истории в романе «Подросток»: от рукописи к произведению . . . . . . . . . . . . . . . 568
Еще раз о том, почему был отброшен эпизод с Аришей . . . . . . . . . . . . 570
История «мальчика с птичкой» в становлении романа . . . . . . . . . . . . 580

«ПОДРОСТОК»: БИОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, РЕАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Юлия Юхнович.
Адвокатская тема в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» . . . 597

Валентина Борисова, Сергей С. Шаулов.
Роман «Подросток»: реальный и историко-литературный комментарий . . . . . . . . . . . 608

КИНО. ТЕАТР
Людмила Сараскина.
Аркадий Долгорукий в кино и на сцене: дебютные решения . . . 653

«ПОДРОСТОК» В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПРЕДИСЛОВИЯХ, ПЕРЕВОДАХ. ОБЗОРЫ

Ольга Богданова.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в исследованиях русских авторов первой половины XX века: аналитический обзор . . . . 687
Рецепция романа «Подросток» в 1900-1910-е годы . . . . 690
Рецепция «Подростка» в 1920-1940-е годы: общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . 703
Религиозно-философское осмысление «Подростка» в 1920-1940-е годы . . . . . . . . . . . . . . . . 705
Роман «Подросток» в биографике Достоевского 1920-1940-х годов . . . . . . . . . . . . . . . . . 711
Психоанализ о романе «Подросток» в 1920-е годы . . . . . 715
Поэтика и текстология романа «Подросток» в исследованиях 1920-1940-х годов . . . . . . . . . . 719
а) История изучения рукописей «Подростка» . . . . 721
б) Исследования по поэтике и текстологии «Подростка» в СССР 1920-х годов . . . . . . . . 724
в) Русская эмиграция о поэтике романа
«Подросток» в 1920-1940-е годы . . . . . . . . . 740
г) Исследования по поэтике «Подростка»
в СССР 1930-1940-х годов . . . . . . . . . . . 751
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 757

Тамара Кудрявцева.
Роман «Подросток» Ф.М. Достоевского: научно-критическая рефлексия в немецкоязычных странах (XIX-XXI вв.) . . . . . . 765

Катерина Корбелла.
Итальянская рецепция романа Ф.М. Достоевского «Подросток» . . 825

Валентина Борисова.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в современном изучении . 844

Вы можете подписаться на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

филология, Катерина Корбелла, книги, Подросток, Достоевский, Татьяна Касаткина, Подосокорский, Татьяна Магарил-Ильяева

Previous post Next post
Up